“НЕ БУДЕМ ПРОКЛИНАТЬ ИЗГНАНИЕ” художественно-публицистический сериал Авторы сценария: М.Демуров, В.Костиков, В. Эпштейн Режиссеры: М.Демуров, В.Эпштейн Студия “Мавр” киноконцерна “Мосфильм” 1997 - 1999 гг.  : Синопсис
На студии “Мавр” киноконцерна «Мосфильм» завершена работа над первыми двумя художественно-публицистическими фильмами сериала «Не будем проклинать изгнание», посвященного путям и судьбам русской эмиграции 1-ой послереволюционной волны (1917-1925гг).
Фильм первый «Свидетели» и фильм второй «Изгнание» были дважды показаны по российскому телевидению (ОРТ, 7 и 8 ноября 1997г. и канал «Культура», 4 и 5 октября 1998г.). Достаточно многочисленные оценки этих фильмов в прессе, рейтинговые оценки, а также получение «Удостоверения национального фильма”, выданного Госкино России, свидетельствуют об интересе зрителей к избранной теме.
Но это рассказ, прерванный на полуслове, он требует логического продолжения, ибо задумывался авторами как повествование, затрагивающее наиболее важные и трагические периоды жизни нашей страны (поэтому сериал включает 5 фильмов по 52 мин. каждый; группа располагает основным съемочным материалом, необходимы некоторые досъемки, монтажное и музыкальное оформление).
Временной интервал действия:
|
начало века (революция, Гражданская война, эмиграция из страны более 2-х миллионов ее граждан) - конец века (возвращение на Родину бесценных духовных, культурных идей и художественных сокровищ, бережно сохраненных лучшими представителями 1-ой волны российской эмиграции в годы братоубийственной Гражданской войны, в годы скитания на чужбине).
Мы делаем попытку прикоснуться к наиболее важным событиям ХХ века в России, определившим на десятилетия вперед (а, возможно, и на столетия) историю ее жизни уже в III тысячелетии. Но мы не ставим перед собой задачу рассказать (даже в общих чертах) историю российской эмиграции. Наш рассказ - о беженстве, о насильственной высылке из страны, о трагедии человека, навсегда покинувшего Родину. А если выходить за рамки одной страны, то по сути дела весь ХХ век мировой истории можно назвать веком перемещенных лиц, веком изгнаний. Наш рассказ о трагедии России, утратившей многих талантливых своих граждан. Последствия этой трагедии мы ощущаем и сегодня.
Мы обращаемся не столько к
|
историческим исследованиям, трактовкам и вынесенным на скорую руку политическим вердиктам, переменчивым, как само время, сколько к свободным рассказам немногих оставшихся свидетелей и, что особо важно, участников событий, определивших судьбу России в ХХ веке, судьбу каждого из нас. Отыскивая оставшихся свидетелей, мы просим их поделиться только собственным жизненным опытом, только личными воспоминаниями, рассказать о событиях, свидетелями которых они были сами.
В известной степени эту задачу удалось решить. Устами свидетелей времени мы хотим рассказать о трагедии, начавшейся в начале ХХ века, и не закончившейся и по сей день, на самом исходе века. Мы видим свою задачу в попытке найти и выразить неизбежную и неразрывную связь минувшего и настоящего. Пригласить зрителя попытаться заглянуть в будущее, в наступающее III тысячелетие.
Говорят: “История ничему и никого не учит”. Возможно, это и так. Но история всегда напоминает. Напоминают об опыте прожитой жизни и наши герои фильмов. И пытаются предостеречь от повторения однажды уже свершившихся бед. Напоминают о цене изгнания.
|
РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
Обращаясь к теме русской эмиграции, мы говорим, прежде всего, о русской интеллигенции, об уникальном явлении мировой истории “Нового времени”.
|
Трагический парадокс: интеллигенция России в борьбе за свободу и счастье народов активно участвовала (и добилась очевидных результатов) в создании идеологии революционного
|
переворота. “Правда, ценой гибели интеллигенции”, - скажет уже в эмиграции выдающийся русский философ Г.П.Федотов.
|
ФИЛЬМ I “СВИДЕТЕЛИ”
Не предвидя смертельной опасности всех последствий революции (лишь немногие отвергнутые пророки предупреждали о них), интеллигенция России вольно или невольно готовила своими руками собственную гибель и изгнание, в полной мере разделив участь защитников старого строя, боровшихся с революцией. Изгнание, утрата горячо любимой родины стали общей судьбой “тех и других” ...
|
“Во-первых, непонятно было, что такое революция и во что это обернется. Это было совершенно непредвидимо. А с другой стороны какая-то перемена была необходима, потому что тот строй, который был ... Он был действительно невыносим! И, действительно, надо было что-то менять. И вот тут появились идеологии ...”
(Л.А.Успенская. Живет в Париже
|
в Русском доме в Сент-Женевьев де Буа)
Так думали многие образованнейшие, умнейшие представители культурной элиты России. Путь к долгожданной свободе оказался мучительным блужданием в темноте, по неизвестным дорогам ... А потом - день и час исхода из страны.
|
ФИЛЬМ 2 “ИЗГНАНИЕ”
Пристань в Петрограде. Немецкий пароход накануне отплытия. Два метра разделяют их: “По тоненькой дощечке мы перешли на палубу. И это все. Бездна. Эти два метра”.
(Из воспоминаний В.А.Рещиковой /Угримовой/,
|
высланной из России в 1922 году
на “Философском пароходе”.)
“И уже в открытом море немецкий капитан налил всем шампанского: “Теперь вы свободны!” (В.С.Франк (Мюнхен)
|
Свобода, оплаченная изгнанием. Но может ли быть свободным человек, изгнанный из своей страны?
Этой проблеме посвящены три заключительных фильма сериала “Не будем проклинать изгнание”.
|
ФИЛЬМ 3 “ГОРЬКИЙ ХЛЕБ ИЗГНАНИЯ”
“Мы унесли Россию на подошвах своих башмаков” ... (Р.Гуль)
Нет, не Россию унесли они с собой, а тяжкий груз так и не решенных вопросов российской жизни.Не решенных ни в дворцовых интригах, ни в думских сварах, ни в революции, ни в кровопролитной Гражданской войне .
И еще ... Унесли они с собой частицы великой русской культуры Серебряного века и бережно сохранили. В этом -
|
высланной из России в 1922 году
на “Философском пароходе”.)
высокий подвиг русской эмиграции 1-ой волны.
2-ая Мировая война. Смертельная угроза для Родины ...
И снова встал перед ними трагический, парадоксальный выбор: с немцами против большевиков или с Россией под большевистской властью, но против немецких оккупантов. “Война окончательно разделила эмиграцию”. (В.А.Рещикова)
И все же большинство русских эммигрантов стало на защиту России в доступной для них
|
форме: “Я пережила три немецких оккупации. Хватит! Я не могла быть в рядах русской армии, но я могла бороться с немцами здесь, во Франции”. (Л.А.Успенская)
В борьбе с нацизмом вместе с французами принимали участие и герои нашего фильма: Б.Н.Лосский, В.С.Франк, И.А.Кривошеин, Л.А.Успенская.
Россия победила, и несмотря на благодарность Франции, приютившей их, надо возвращаться домой! Так думали многие ...
|
ФИЛЬМ 4 “ВОЗВРАЩЕНИЕ”
Но вернулись немногие. Среди вернувшихся: Голицины, Волконские, Трубецкие, Багратиони ... Возвращались аристократы и участники Белого движения, возвращались ученые, писатели, артисты.
|
Возвращалась изгнанная когда-то интеллигенция России. Возвращались те, кто поверил: теперь, после Победы, жизнь в стране будет свободной ...
По-разному сложились судьбы этих людей. Для многи
|
добровольное возвращение обернулось трагедией. В лагерях ГУЛАГа они встретились с теми, “кому не повезло на эмиграцию”. Встретились со старыми друзьями и с теми, кто их изгонял когда-то ...
|
ФИЛЬМ 5 “ЦЕНА ИЗГНАНИЯ. МАРТИРОЛОГ”
Это завершающий фильм сериала.
... Русское кладбище в Сент-Женевьев де Буа под Парижем. Одно из многих и многих русских кладбищ, рассеянных по миру. Это кладбище самое знаменитое. Здесь Бунин, Шмелев, Зайцев, Лосский, Мережковский, Добужинский, Сомов, Лифарь, Тарковский - не перечесть всех. Здесь рядом лежат вожди Белого движения и революционеры, монархист
|
и социалисты: “ТЕ И ДРУГИЕ”.
И ведет нас по темным аллеям кладбища русский эмигрант, потомственный интеллигент А.А.Ляпин, внук художника Василия Поленова. Он - единственный герой этого завершающего фильма. Бесконечен его, полный живых подробностей, рассказ о лежащих здесь.
Теперь все они равны и свободны. Великие князья, великие полководцы, поэты и философы, мечтатели о благе
|
народном ... Великая культура и великая распря России.
У самого выхода, у старой ограды - могила замечательного религиозного философа и ученого о. Сергея Булгакова.
“Чем я становлюсь старше, тем яснее для меня значение Родины. Все мое - оттуда ... И умирая, возвращаюсь туда же. Одни и те же врата ЖИЗНИ и СМЕРТИ”.
Замкнутый круг истории. Судьбы людей - судьба страны.
|
***
Для завершения работы над сериалом (фильмы: 3-ий - “ГОРЬКИЙ ХЛЕБ ИЗГНАНИЯ”; 4-ый - “ВОЗВРАЩЕНИЕ”; 5-ый - “ЦЕНА ИЗГНАНИЯ. МАРТИРОЛОГ” /по 52 минуты каждый/) необходимо:
1. Написание литературных сценариев этих трех фильмов.
|
и социалисты: “ТЕ И ДРУГИЕ”.
2. Проведение досъемок в пределах сметы и календарного плана. (Авторы располагают значительным по объему уже отснятым материалом. Однако некоторые досъемки все же необходимы.)
3. Проведение в полном объеме монтажно-тонировочных работ.
|
4. Создание оригинального музыкального оформления.
5. Продолжение работ по подбору дополнительных архивных материалов и хроники.
|
|