АЛЕКСАНДР ГУРИЛЕВ –АВТОР РУССКИХ РОМАНСОВ
А.Гурилев родился в Москве в сентябре 1803 г. в семье крепостного музыканта, известного в свое время композитора Льва Степановича Гурилева. Последний в течение многих лет руководил крепостным оркестром графа В.Г.Орлова в имении "Отрада" под Москвой. По отзывам современников, этот оркестр был одним из лучших в начале XIX века. Большое участие в его концертных выступлениях принимали крупнейшие музыканты Москвы: Дж.Фильд и И.Геништа. Александр Гурилев обучался музыке под руководством отца, с юных лет играл в оркестре на скрипке и альте. Но любимым его инструментом было фортепиано; помимо занятий с отцом, он брал уроки у Фильда, домашнего учителя Орловых.
В 1831 г. после смерти своего владельца, семья Гурилевых получила возможность выйти на волю, и приписаться к обществу московской Ремесленной управы. С тех пор Александр Гурилев целиком отдается любимой профессии.
Постепенно имя Гурилева становится популярным в широких кругах любителей музыки. Его романсы прочно входят в быт наряду с народными песнями. Однако профессия музыканта не могла обеспечить его материально. Всю жизнь Гурилев провел в трудных условиях и в поисках заработка, не пренебрегая никакой работой, вплоть до корректуры нот. Последние годы его жизни были омрачены тяжелой психической болезнью. Умер Александр Гурилев в Москве 30 августа 1868 г.
В течение двух десятилетий активного творчества, Александр Гурилев создал большое количество песен, романсов и обработок народных напевов. Из них были опубликованы 90 авторских оригинальных произведений и сборник "Избранных народных песен" (1849 г.). Наиболее полное представление о его вокальном наследии дает двухтомное собрание, составленное в 1982-1983 гг. Е.А.Стемпневской на основе изданий XIX века - Стелловского, Бернарда, Юргенсона, Гутхейля.
Автографы композитора сохранились в небольшом количестве и установить точную хронологию его сочинений невозможно. Созданные им "русские песни" в сильнейшей степени впитывают черты "романсности". Лучшие его романсы пронизаны чисто русским песенным мелодизмом .
Ряд его произведений написан на стихи замечательного и любимого его поэта-песенника Алексея Кольцова. В них отразились лучшие черты художественного облика Гурилева, созвучные таланту поэта.Искусство Александра Гурилева, некоторый период подвергавшееся своего рода остракизму в музыкальной критике, уже давно включено в общий процесс русской музыкальной культуры как один из существенных этапов ее развития. Многие из его романсов стойко выдержали испытание временем. Из книги Асафьева "Русская музыка: "...по своему материалу и настроению, по характеру мелодики (задушевно-элегической) и умению искренне и просто выражать чувство, Чайковский в своем романсе почти целиком вышел из русского бытового, вернее, "домашнего" романса".
И, наконец, читаем в книге "Георгий Свиридов. Музыка как судьба", вышедшей в 2002 г. "В музыкальной среде полупрезрительно называются дилетанты, а на самом деле большие таланты и подлинные мастера, создавшие изумительные образцы искусства, которые живут до сих пор в сердцах тысяч и тысяч людей:. "Однозвучно гремит колокольчик", "Вот мчится тройка почтовая", "Соловей мой, соловей", "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан"...
Вячеслав Сидоров, председатель Народного клуба любителей русских басов.
|