К ИСТОРИИ КНИГИ
Предположительно возраст человечества около 600 тысяч лет, а предшественники наших книг появились лишь в XI-XVвеках нашей эры.
До появления книг рисунки были началом предметной записи, они заменяли азбуку. Индейцы Америки, не знавшие письменности, сочиняли свои исторические рассказы в виде наскальных рисунков. Материалов для письма, для книги было испробовано множество: камень, кость, глиняные таблички, дерево, пальмовые листья, египетский папирус и пергамент из телячьих кож. Глиняные книги и папирусные свитки - одни из самых древних. В Париже хранится свиток папируса, которому 5300лет. Пергамент появился незадолго до нашей эры. Бумага была изобретена в Китае или Восточном Туркестане во II-IVвеках. В Европе же она появилась только в IX веке. Первая бумажная фабрика в Москве возникла одновременно с выпуском первых книг в 1564г. Внешний облик книг менялся в зависимости от материала, из которого они изготавливались.
За 2000 лет до нашей эры законы вавилонского царя Хаммурани были записаны на базальтовом столбе весом в 10 тонн. Археологические раскопки середины 19 века открыли библиотеку Ашшурбанипала, в которой хранилось не менее 20 тысяч глиняных плиток. На одной из них, когда была расшифрована клинопись, смогли прочесть: "Я велел начертать на плитках славные письмена, произведения книжного искусства, которых не изучал ни один из моих предшественников; я собрал письмена во дворце моем, я разделил их на разделы, и я, царь царей, любимец богов, я умею даже читать их. Да обрушится гнев Ассури и Бениты на того, кто посмеет унести эти плитки, или же нанести свое имя рядом с моим, и да уничтожат боги его имя и его потомство на земле…". Записаны слова Ашшурбанипала умелым писцом в VII веке до н.э. Эти глиняные плитки составили первую библиотеку, содержащую повествования с клинописью Ассирии, Вавилона, Шумера и других стран Древнего Востока. Свой дворец в Ниневии Ашшурбанипал называл "Домом наставлений и советов", в его библиотеке работали астрономы, астрологи, математики и лингвисты, строители, врачи и юристы, писатели и жрецы. Ниневийская библиотека явилась сокровищницей знаний об одной из самых древних цивилизаций. Интересна технология создания глиняных плиток. Размер их приблизительно соответствует современному листу писчей бумаги (20х30). Толщина плитки 25мм. Писец, заостренной палочкой быстро пишет на сырой мягкой плитке, затем после обжига надпись сохранялась на века.
Афинская библиотека, существовавшая в VI веке до н.э., состояла из книг, написанных на дощечках, коже и папирусе. В III веке возникла Александрийская библиотека египетских царей-библиофилов Птоломеев, носившая название дворцовой (Александрия была столицей Египта, основанная в 332-331г.г. до н.э.). В ней хранилось 200 тысяч свитков. В истории библиографии сохранились сведения о том, что первым библиографом был греческий поэт Каллимах. В 310-238 г.г. до н.э. он составил каталог Александрийской библиотеки в 120 книгах. В то же время в Александрии была еще одна библиотека, называвшаяся храмовой; в ней было 40 тысяч книг, позже Антоний преподнес Клеопатре 200 тысяч книг, вывезенных из Пергамской библиотеки. (Пергам - древний город в Малой Азии, центр торговли и культуры эллинистического мира). В результате этого Александрийская библиотека стала гигантской и содержала до 700 тысяч томов.. Однако, при осаде города Александрии в 48г. до н.э. Юлием Цезарем, часть книг сгорела. Остальные книги частично уничтожены в 391г. н.э., затем после прихода к власти арабов в 868г. были уничтожены остатки дворцовой библиотеки.
В древней Греции и Риме были частные собиратели книг. К их числу принадлежали Еврипид, Демосфен, Платон и Аристотель; Цицерон имел 2 библиотеки, Гай Плиний Старший имел библиотеку в несколько тысяч томов. Первую публичную библиотеку основал в 39 году друг Вергилия и Горация - Гай Азиний Поллион. В начале нашей эры появились первые книжные лавки. Так, при раскопках Помпеи обнаружена книжная лавка. При лавках работали писцы, обладающие скорописью, они могли записать в минуту под диктовку до девяти стихов. К сожалению, неизвестно, что в те времена считалось стихом, какого объема был стих.
Нашествие на Римскую империю гуннов и вандалов в IV-V веках уничтожило книжные сокровища библиотек и собраний древнего Греко-римского мира. Целое тысячелетие царил мрак феодального средневековья. В этот период книги изготовлялись и содержались только в монастырях. Основным материалом для изготовления книг был пергамент. Книги состояли из пачек квадратных листов, на которых писали с помощью различных красок. Миниатюры, заглавные буквы, заставки таких книг являются образцами книжного искусства. Во Франции в XIII в. славится знаменитый своей богатой библиотекой Парижский университет. В Италии книги собирают Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. В эпоху Возрождения строятся роскошные библиотечные здания.
На Руси первая большая библиотека была создана Ярославом Мудрым. Летопись 1037 г. свидетельствует о том, что великий князь Ярослав любил книги, читал их часто не только днем, но и ночью, и собрал много переписчиков, которым поручал переводить книги с греческого языка на славянское письмо. Широко было развито книжное искусство в Новгороде, Владимире, Московском Кремле и во многих монастырях, в которых возникают специальные "книгописные кельи". Искусство переписчиков совершенствуется: пишут они специальной "уставной кириллицей", раззолачивают заглавия, фигурные буквы в начале глав и гравюры отличают новгородских мастеров рукописной книги.
Нашествие татар уничтожило большую часть этих книг. В период татаро-могольского ига книжное дело перекочевало на север России. Но у здешних переписчиков не было пергамента, они писали на бересте, сшивая лыком стопки листов в книги.
После изгнания татаро-монгол с территории России книжное дело возродилось повсеместно уже на новой технической основе: тонкая бумага, печатный станок и подвижные буквы позволили вывести книгопечатание на промышленный уровень. За 500 лет после изобретения книгопечатания книги завоевали весь мир и сопутствуют человеку во всех сферах его труда, быта, культуры.
В России в середине 20-го века в среднем имелась библиотека на каждые 600 человек, а на одного читателя приходилось 6 книг. Широкое распространение получили личные библиотеки. Однако, по словам Гумилевского "у одних книги заполняют жизнь, у других — только книжные полки". Многие на вопрос: "любите ли Вы книги?" ответят утвердительно. Но уж очень разная эта любовь! В связи с этим, интересна классификация любителей книг и изящной словесности:
"Книголюбы — люди, много читающие и собирающие книги; ценят книги в основном за их содержание, не придавая значению году издания, переплету, иллюстрациям и т.д.;
"Библиографы — описатели книг, составители каталогов, особенно ценны их труды для исследователей и массового читателя;
"Библиофил — человек влюбленный в книгу, он её ценит не только за содержание, для него важно все: шрифт, качество иллюстраций, сорт бумаги, год издания, переплет и т.д.;
"Библиоман — это тот, кто собирает книги в большем количестве, чем ему нужно для собственного употребления; книги дороги ему не потому, что он ими пользуется, а потому, что они его собственность, хотя и бесполезная. Он дорожит книгами, но способен разделить радость обладания ими с друзьями и близкими людьми;
"Библиотаф — погребатель книг, разновидность библиомана, скрывающий свои сокровища от посторонних глаз, что приводит к гибели книги для общества
О библиофилах пишет А.Франс: "Признаем же, что не бывает любви без фетишизма, и будем справедливы к тем, кто влюблен в старую бумагу, испещренную типографской краской; они такие же безумцы, как все влюбленные"
Замечательна новелла Г. Флобера о библиомане Джакомо, который, желая приобрести очередной шедевр, мгновенно преображался: "глаза его оживлялись, он ходил взад и вперед, он топал ногами и едва сдерживал радость, волнение, тревогу и горести…", и, если ему это удавалось, "он возвращался домой, тяжело дыша, запыхавшись, еле переводя дух; брал в руки драгоценную книгу и любовался ею, лелеял её взором, любил её, как скупой свои сокровища, отец свою дочь, король свою корону". Для него важно было, чтобы редкая книга, имеющаяся в мире в единственном экземпляре, находилась именно в его собрании книг. Ради обладания редкой книгой он мог пойти на любое преступление, и, осужденный на смертную казнь за кражу шедевра из подожженной им библиотеки конкурента, чувствует себя счастливым, порвав в клочья второй экземпляр книги "Таинство святого Михаила", чтобы и посмертно остаться единственным её владельцем. Бросив в лицо адвокату разорванную книгу, он сказал: " Вы все-таки солгали, господин адвокат! Ведь я говорил Вам, что моя книга единственная в Испании". Он просил, чтобы его библиотеку передали человеку, у которого больше всего книг в Испании.
Никто не станет спорить с утверждением, что чтение книг — необходимое условие для развития личности человека, его кругозора. В книгах — наша история, накопленный опыт человечества, они "утешают в печали, превращая часы тоски в мгновения восторга, наполняя разум добрыми и глубокими мыслями и возвышая душу." (Дж. Леббок "О чтении"). Этот же автор приводит притчу о короле и нищем: королю каждую ночь снилось, что он нищий, а нищему — что он король и живет во дворце. Вряд ли король при этом был счастливее, ибо "воображение иногда живее самой жизни" (там же) — книги способны превратить убогую хижину во дворец мыслей.
О. Бимман
|
|