НЕПОПУЛЯРНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ или МИФ О ЛИБЕРАЛИЗМЕ
Многие западные и российские публицисты и исследователи считают, что правительство Путина-Фрадкова проводит либеральную хозяйственную политику. Известный российский экономист Михаил Делягин именует ее "либеральным фундаментализмом", который несет тяготы для населения. С ним полностью согласен лидер коммунистов Г.Зюганов, называющий такую политику "неолиберальной". Что касается материальных невзгод, которые вынуждено терпеть большинство российского населения от хозяйственной стратегии правительства, то с мнением М.Делягина и Г.Зюганова следует полностью согласиться. А вот их утверждения о либеральной направленности политики правительства не выдерживают никакой критики.
В сознание российского населения вообще усиленно проталкивается миф о том, что либерализм - для России это плохо. Основана эта легенда на том, что проводимые сейчас "непопулярные реформы" как раз полностью соответствуют идеологии либерализма, который поэтому должен быть раз и навсегда разоблачен, как вредное общественное явление. Между тем, предпринятые правительством Путина-Фрадкова, как уже реализованные, так и намечаемые реформы, не только не имеют никакого отношения к либерализму, но и прямо ему противоречат. Они расходятся, в частности, с одним из фундаментальных принципов либерализма - максимально возможная в каких-либо определенных обстоятельствах личная свобода, не ограничивающая свободу других людей или социальных групп. Степень такой свободы зависит от получения людьми определенного объема материальных благ. По мере развития производительных сил такой объем возрастает и, соответственно, увеличивается и степень личной свободы.
Указанный принцип является не выдумкой теоретиков, озабоченных идеей построения на нашей планете некоего земного рая, а основывается на определенных свойствах природы человека и на объективных закономерностях развития общества.
Рассмотрим в этой связи отдельно взятые "непопулярные реформы".
"Монетизация социальных льгот". Эти льготы представляют собой социальные пособия, предоставляемые в виде натуральных потребительских благ. Они предоставляются в ходе проведения социальной политики, которая полностью соответствует принципам либерализма, ибо расширяет степень индивидуальной свободы людей, нуждающихся в социальной помощи. Для ее предоставления во многих странах, в том числе в России, сейчас имеются существенные возможности. По мере развития производительных сил и, соответственно, разрастания совокупного фонда потребления объем последнего возрастает. Во времена первых классиков либерализма Адама Смита и Дэвида Рикардо даже в наиболее развитых странах производительные силы были многократно меньше, чем сейчас, и государственная социальная помощь нуждающимся не предоставлялась. Следовательно, в то время свобода людей, нуждавшихся в социальной поддержке, была ограничена. Сейчас другое дело: совокупный объем общественного богатства и потребительских благ достиг такого уровня, при котором проведение социальной политики становится не только возможным, но и объективно необходимым - для обеспечения и расширения степени индивидуальной свободы. Либерализм не есть нечто застывшее на все времена: он развивается вместе с общим развитием экономики.
Так называемая "монетизация льгот" у нас была напрямую направлена на ограничение свободы людей, получающих такие льготы, представляющие собой на практике социальные пособия, защищенные от инфляции. Даже в том случае, если бы денежная компенсация полностью покрывала объем льгот, то она обесценивалась бы вместе с инфляцией. Все надежды на то, что эти выплаты будут повышаться по мере роста инфляции, не имеют под собой никакого основания. Ибо правительство увеличивает, например, пенсии лишь в том случае, если темпы инфляции превышают 6 % в год, так что в последние годы это социальное пособие постоянно обесценивается. То же самое происходило бы с "монетизированными" льготами. Однако, как известно, "монетизация" далеко не покрывала объем предоставляемых ранее льгот, ибо правительство вместе с послушной ему, как дрессированным пуделем, "Единой Россией" вознамерилось просто-напросто сократить социальные расходы. По оценкам М.Делягина, в 2005 г. планировалось сэкономить 230 млрд. руб. или почти 8 млрд. долларов.
В случае реализации этой затеи была бы серьезно ограничена, например, чисто физическая свобода передвижения для пенсионеров. Им была предложена вместо бесплатного проезда сумма денег, далеко не покрывающая цену проездного билета. Поскольку размер пенсий у нас издевательски ничтожно мал, то, поездив немного на транспорте, пенсионеры были бы вынуждены сидеть дома, ограничиваясь прогулками на небольшой территории вокруг него. Массовые протесты населения против грабительской "монетизации" во многом сорвали это мероприятие. Однако жителей России подстерегают новые антилиберальные затеи правительства, реализация которых нанесет огромный материальный ущерб большинству населения.
Введение всеобщего платного медицинского обслуживания. Эта мера не является рыночной, несмотря на все уверения противоположного свойства. Дело в том, что медицинское обслуживание относится к таким сферам экономики, где рыночные отношения в настоящее время объективно не могут существовать. Рынок - это выбор покупателями товаров и услуг, которые им в момент их приобретения представляются наиболее привлекательными. Поскольку доходы людей ограничены, то при покупках они отдают предпочтение каким-либо из них в ущерб другим. При такой разновидности отношений между покупателями и производителями, производители находятся в полной зависимости от выбора покупателей.
Медицинские услуги относятся к таким видам услуг, спрос на которые предопределен: люди подвержены болезням, от которых нужно избавляться. Поэтому пациенты, покупатели медицинских услуг, находятся в полной зависимости от их производителей, врачей. Медицина относится к так называемым "естественным монополиям", которые не могут быть упразднены в принципе. Когда эти монополии становятся частными, то могут вздувать цены на свои услуги в значительной степени, хотя и до известного предела, при превышении которого доходы от пациентов перестанут приносить прибыли. В любом случае, эти цены будут гораздо выше конкурентных цен, которые могли бы существовать в сферах, занимаемых "естественными монополиями".
Для богатых и состоятельных людей такие цены не покажутся слишком обременительными, но для подавляющей части населения они приведут к резкому сокращению их общих доходов. В результате, их свобода будет сильно ограничена, а то и вообще исчезнет из-за смерти, вызванной невозможностью платить за лечение. В России введение платной медицины будет форменным бедствием для подавляющего большинства населения. Оно будет доступно, как указал, выступая по телевидению, известный экономист Н.Шмелев, всего 5 % жителей России. Поэтому сохранение бесплатной медицины полностью соответствует принципам либерализма. Это не исключает введения специфических платных лечебных услуг для богатых.
Введение платного образования. Эта мера ограничит свободу людей, которые хотят учиться, но не будут иметь для этого денег. А малообеспеченных граждан в настоящее время у нас опять таки подавляющее большинство.
Разумеется, никакого отношения к либерализму не имеют и "автогражданка", и введенные в конце прошлого года огромные налоги на землю, и планируемые столь же огромные налоги на квартиры и дома.
Современный уровень развития производительных сил в России вполне позволяет сохранить бесплатные образование и здравоохранение, а также, по крайней мере, не сокращать социальные пособия для нуждающихся.
Правительство, однако, поступает по-другому. Средства, отбираемые у населения, оно использует для неких своих целей, о которых оно предпочитает не сообщать. Одна из них - увеличение военных расходов. "Путину нужны деньги, чтобы наращивать военный бюджет", - указывает депутат Госдумы Шамиль Султанов - Путин решил строить авианосцы, модернизировать атомные подводные лодки" ("Литературная газета", № 7 -8, 2005 г.). По оценкам экспертов, в нынешнем году эти расходы, которые в последние годы возрастают галопирующими темпами, составят 6% валового внутреннего продукта ("Известия", 8.09.2004 г.). По этому показателю Россия опережает все развитые страны. В частности, в подавляющем большинстве стран Европы указанный показатель равняется немногим более 2%.
Все утверждения о либеральном характере экономической политики правительства лишь вводят в заблуждение население относительно того, что собой представляет либерализм. В действительности, либерализм - это такая разновидность организации общества, которая обеспечивает максимально возможный рост материального благополучия для всех его членов, хотя и в различной степени. Существующая сейчас в России организация общества обеспечивает такое благополучие для немногих, которое создается за счет остальных.
В.Головин, к.э.н.
|