РУССКИЙ КАЛЕНДАРЬ: ОТ "СОТВОРЕНИЯ МИРА" ДО НОВОГО СТИЛЯ


  На протяжении всей своей истории в России занимались постоянным совершенствованием своего календаря, в результате чего он претерпел за последнюю пару тысяч лет кардинальные изменения.
  В Древней Руси календарь не отличался большой точностью. Счет времени вели тогда не по месяцам и дням, а по сезонам года. Началом года считалась весна, а наиболее важным сезоном — лето, когда наиболее интенсивно велись сельскохозяйственные работы. По этой причине слово "лето" стало синонимом года. Существовала тогда и семидневная неделя, которую называли седмицей.
  В старославянском языке некоторые дни назывались порядковыми числительными. Шестой день именовался "шаббатом", от которого и произошло слово суббота. "Шаббат" — древневосточное слово, означающее "отдых" и "покой". Отсюда происходит и слово "шабаш" — конец делу. Седьмой день в древности имел название "неделя" ("нет дела"). Впоследствии в России неделей стали именовать все дни седмицы, а седьмой день назвали воскресеньем.
  Древние славяне использовали также один из вариантов лунно-солнечного календаря, который применялся и в других странах. Этот календарь в ограниченной степени соответствовал состоянию погоды в отдельно взятые промежутки времени на протяжении года, что позволяло планировать сельскохозяйственные работы.
  Его существенным недостатком было использование так называемых лунных месяцев, число которых в году было дробным (примерно 12,4). Это объясняется тем, что Луна вращается вокруг Земли за 27,2 суток и лунный год больше солнечного на 0,4 лунного месяца. Чтобы устранить эту неточность, в каждые 19 лет включали семь дополнительных месяцев. Это было неудобно, но на той стадии развития науки- ничего другого предложить не смогли.
  Ситуация изменилась после перехода к христианству в конце Х века, когда были установлены тесные торговые и политические связи Руси с Византией, где уже использовался юлианский календарь, с ориентацией на солнце. Этот календарь стал применяться и на Руси, но с одним отличием - первым днем года считалось 1 марта, вместо 1 сентября в Византии. Это соответствовало русской традиции считать начало года весной. Летоисчисление вели от принятой в Византии даты "от сотворения мира" — в 5508 году до н.э.
  В конце XV века во многих странах, где применялось византийское летоисчисление, стал распространяться миф, что в 7000 г. "от сотворения мира" (т.е. в 1492 г. по западноевропейскому календарю) наступит конец света. Круглые даты в то время вообще вызывали неприятные ассоциации с различными катаклизмами. За 500 лет до этого в Европе с ужасом ждали гибели мира в 1000 году.
  Эта гибель не состоялась ни в 1000, ни в 1492 г. В сентябре того же года Московский церковный собор перенес начало года с 1 марта также на 1 сентября, отметив тем самым факт спасения мира от гибели.
  Через 208 лет начало года опять перенесли - на этот раз уже на 1 января. Это сделал Петр I, который решил сделать еще один шаг для сближения с Европой. Ликвидировал он и летоисчисление "от сотворения мира". В указе от 19 декабря 7208 г. "от сотворения мира" император предписал считать 1 января этого года 1-м января 1700 г. "от рождества Христова".
  Таким образом, в 1699 г. новый год встречали дважды — 31 августа, когда применялось старое летоисчисление, и 31 декабря - при переходе на христианский стиль. В ознаменование этого события в Москве было устроено празднество, когда звонили в колокола, палили из пушек и пускали фейерверки. Никакого сколько-нибудь серьезного недовольства среди духовенства и других жителей страны календарная реформа не вызвала.
  Однако ПетрI не стал отказываться от юлианского календаря, который является неточным и превышает астрономический год на 11 минут 14 секунд. В результате, за каждые 128 лет накапливается расхождение в одни сутки.
  К концу XVI столетия таких суток накопилось целых десять. В 1582 г. римский папа Григорий XIII провел реформу календаря. Во-первых, он постановил считать 4 октября 15-м октября, чтобы "восстановить календарную несправедливость" из-за накопления "лишних дней". Во-вторых, было предписано: каждые 400 лет исключать високосные дни в столетиях, первые две цифры которых не делятся на четыре. Из-за этого, 1700, 1800 и 1900 годы были невисокосными, а 2000 год был високосным. Расхождение года по григорианскому календарю с астрономическим составляет всего 26 секунд в год, в результате чего лишние сутки накапливаются уже за 3323 года.
  Следует указать, что григорианский календарь по справедливости надо было бы называть "лилианским", ибо автором проекта календарной реформы был итальянский врач, математик и астроном Алоизио Лилио, который провел все необходимые расчеты. Однако, учитывая тогдашнюю роль церкви в Европе, и календарь был назван по имени папы, который не имел никакого отношения к его составлению.
  Петр I не перешел на григорианский календарь из-за противодействия православной церкви, а также по причине того, что этот календарь в то время не получил всеобщего распространения в Европе. Его не использовали в 1700 г. многие страны — Англия, Швеция, Болгария и Румыния. Они перешли на новый стиль существенно позже.
  С течением времени расхождение между юлианским и григорианским годами стало усиливаться. К концу XVII века оно достигло 12 суток и стало нарушать привычные представления людей о временах года. В частности, 13 апреля по новому стилю, когда весна вступала в свои права, считалось в России 1-м апреля, а в этот день, чаще всего, было еще холодно и шел снег. Поэтому еще в 1830 г. Академия наук предложила ввести в России григорианский календарь, но против этого решительно выступили церковные сановники и министр просвещения, и реформа не состоялась. В 1900г., когда расхождение между календарями достигло уже 13 суток, Академия наук вновь выступила с идеей реформы и даже создала по этому поводу специальную комиссию. Реформу поддержал Д.Менделеев. Но и на этот раз перейти к новому стилю не удалось из-за противодействия православной церкви, которая в России всегда отличалась консерватизмом. Новый календарь ввели только большевики, которым иногда приходили в голову и здравые мысли.
  И сейчас православная церковь решительно отказывается использовать новый стиль. А в сознании широких масс российского населения этот стиль существует наравне со старым, что дает повод для миллионов людей устраивать пышное застолье в честь наступления нового года дважды. Этому способствует и российское телевидение, отмечающее без каких-либо комментариев наличие "двух новых годов", что является очевидным сумасбродством.
  Лидер партии "Народная воля", С.Бабурин вообще выступил с абсурдной идеей — вернуться официально к старому стилю. Сделал он это не из какой-то особой приверженности к традициям столетий, а исключительно благодаря стремлению к саморекламе: никаких других оригинальных идей его организация придумать не в состоянии. С тем же успехом, Бабурин мог бы предложить вернуться к летоисчислению "от сотворения мира".
  Впрочем, сосуществование двух календарных стилей в массовом сознании ограничивается только желанием отпраздновать два новых года. В остальном люди принимают более точный григорианский календарь.

  В.Головин

Начало

Rambler's Top100        TopList        Aport Ranker