РОССИЯ – СВЯЗЬ ВРЕМЕН. КТО ПРИДУМАЛ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ?
Такое название органа выборных представителей власти от населения появилось впервые, вопреки распространенному мнению, отнюдь не в 1905 г., когда Николай II, убоявшись революционных выступлений в стране, милостиво повелел дать обществу немного вольницы, в том числе разрешил создать и парламент.
На самом деле это наименование придумал почти за 100 лет до этого, в 1810 г. политический мыслитель Сперанский, предложивший создать еще тогда высший орган законодательной власти. Царствовавшему в то время Александру I эта совершенно разумная идея показалась слишком смелой и вообще несвоевременной, что затормозило политическое развитие России в общей сложности на 17О лет (с небольшим перерывом в начале прошлого столетия).
“МЫ ПОТЕРЯЛИ ВЕК”
Так характеризует период правления коммунистов в Советском Союзе российский экономист Валентин Кудров, сравнивая экономические потенциалы России в 1913 г. и после Советской власти с одной стороны, и США в этот же период - с другой.
В конце Х1Х и в начале ХХ века Россия была страной среднего уровня экономического развития, отмечает Кудров. В 1913 г. валовой внутренний продукт (ВВП) России составлял 25 % от уровня Соединенных Штатов. Темпы роста ВВП в 1885 – 1913 гг. составляли 3 – 3,5 % в год, сельского хозяйства – 3, а промышленности 4 – 4,5 %..
Что же принесла российскому хозяйству Советская власть ? А вот что: по оценкам Всемирного банка, ВВП России в 1998 г. был равен всего 7,5 %. Даже если учесть примерно двукратное падение производства с середины 80-х годов, то оказывается, что этот показатель составлял на закате социалистической экономики не более 15 – 17 % от американского. Иными словами, экономическое отставание нашей страны от США за годы коммунистического правления увеличилось.
Колоссальные жертвы, принесенные ради строительства коммунизма, не только не дали желаемых результатов, но и оказались затраченными впустую. Это было, впрочем, вполне естественным явлением, ибо если экономика работает в основном для развития тяжелой и военной промышленности, как это было в Советском Союзе, а не на нужды потребителя, то она обречена на отставание от развитых стран, где производство ориентировано почти исключительно на личное благополучие их граждан.
Хвастливые заявления советской статистики об огромных темпах роста хозяйства, особенно до второй мировой войны, были самой обычной ложью, которая вообще характерна для всех диктаторских режимов. И на фоне этих победных реляций мы, как подчеркивает Кудров, “прожили ХХ век как смутный, революционный, иллюзорный и утопический, на протяжении которого страна отвернулась от истинных интересов своего народа”.
К сожалению, после крушения коммунистического режима либеральные экономические реформы в России были весьма ограниченными и непоследовательными. Роль государственной бюрократии в хозяйстве сейчас чрезмерно велика, что создает огромные препятствия для развития экономики и, прежде всего, повышения уровня благосостояния подавляющего большинства населения.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ЗАНАВЕС ПЕРЕД ЕВРОПОЙ
Серьезное техническое препятствие на пути интеграции России в Европу, о которой страстно мечтают многие наши политики, особенно лидер Союза правых сил Борис Немцов, создало еще в Х1Х веке русское правительство при развертывании железнодорожного строительства. Как известно, оно началось много позже, чем в европейских государствах, и правительство установило волевым порядком размер колеи железных дорог на 1О сантиметров шире, чем в этих странах.
Такое решение не было каким-то случайным, в его основе лежали четкие военные соображения, продиктованные, видимо, невеселыми воспоминаниями о вторжении Наполеона. Возникла идея, что широкая колея создаст непреодолимые препятствия для сквозного проезда из Европы в Россию и, следовательно, для внезапной агрессии из этого региона. Такой проезд при более широкой колее требовал замены локомотивов и смены у вагонов колесных тележек. Дело это, хлопотное, требует большого времени, усилий и денег.
Однако, как показали последующие события, сколько-нибудь крупным препятствием для военного вторжения широкая колея не стала. Во время первой мировой войны немцы оккупировали значительную часть российской территории, особенно после Брестского мира в 1918 г. В 1941 – 42 гг. она также не помешала гитлеровцам дойти до Москвы и Волги.
Зато развитию экономических связей с Европой эта колея основательно помешала и препятствует до сих пор, значительно увеличивая транспортные издержки как для российских, так и для европейских предприятий. Для совмещения российского и европейского путепроводов потребуется полностью перестроить всю российскую систему железных дорог, что потребует колоссальных средств и усилий. Не следует также надеяться, что это сделают и европейцы, подстраивая свои железнодорожные пути под наши.
ЭКОНОМИКА РОССИИ: СЛИШКОМ МНОГО ГОСУДАРСТВА
Вопреки широко распространенному у нас мнению, частная собственность отнюдь не занимает ведущего места в экономике.
“Предприятия и учреждения, полностью или частично находящиеся в государственной собственности, производят примерно 50 % валового внутреннего продукта России”. – сообщает известный российский экономист Евгений Ясин.
И при этом многие хотят, чтобы экономика стала развиваться быстрыми темпами, а заодно еще и возрастал уровень жизни населения. Ибо , как показывает мировая практика, государство – самый неудачливый предприниматель, абсолютно неспособный в подавляющем большинстве случаев с толком распорядиться своей собственностью. Это происходит по психологическим причинам: руководители государственных предприятий на практике избавлены от конкуренции и всегда могут рассчитывать на ту или иную финансовую помощь из казны.
Россия в этом плане не представляет собой никакого исключения и, как подчеркивает Ясин, “большинство российских унитарных предприятий и акционерных обществ управляются с чудовищной неэффективностью”.
БОГАТСТВО ГОСУДАРСТВА НА ФОНЕ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Российское государство являетс я супербогачом, в сравнении с которым столь бурно проклинаемые у нас отечественные олигархи – люди весьма скромного достатка. Золотовалютные запасы превысили 60 миллиардов долларов, государственный бюджет уже несколько лет имеет солидный прибыток, именуемый профицитом, а общая сумма получаемых алчными чиновниками взяток от предпринимателей составляют, по данным фонда “Индем”, более 30 миллиардов “зеленых” ежегодно. Сколько у них вообще скопилось денег в закромах, подсчитать пока не представляется возможным.
А вот большинство остального населения занято совсем другим делом: решением нелегкой задачи, каким образом в нашей многотрудной жизни свести концы с концами. Ибо 80% россиян имеют денежные доходы от 500 рублей до 4 тысяч рублей в месяц.
БЕСПРИЮТНАЯ МОСКВА
До 1917 г. в Москве было 360 т.н. странноприемных домов или , говоря другими словами, приютов для бездомных. А сейчас в этом громадном городе, количество населения которого выросло без малого за сто лет в шесть раз, этих заведений имеется всего десять !
Подсчитать точное количество бездомных в Москве наши столичные власти до сих пор не в состоянии. МВД России полагает, что в столице не имеют жилья от 100 до 350 тысяч человек. В их число входят бывшие заключенные, люди, продавшие свое жилье аферистам и очутившиеся на улице из-за семейных передряг и по иным причинам. И они не могут рассчитывать на получение прибежища в приютах, ибо не видно, чтобы их количество по крайней мере даже в ближайшие годы сколько-нибудь значительно увеличилось.
При подготовке полосы использовались следующие издания: “ Московские новости”, “Новое время “, “Сегодня”, “Знание –сила”, “Русский курьер”.
Евгений Курочкин
|