САМОРЕКЛАМА НА ФОНЕ СТРАХА


  "Было сухо, но галоши я послушно надевал, До того я был хороший, сам себя на узнавал", - говорит о себе хулиганствующий мальчишка из стихотворения Агнии Барто "Снегирь", который стал образцовым паинькой, чтобы получить в подарок эту симпатичную птичку. Точно так же характеризуют себя члены Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в принятом на своем съезде 16 ноября 2004 г. документе, высокопарно названной "Социальной хартией".
  Слезы умиления выступят на глазах при чтении этого воззвания у всех хулителей российского крупного бизнеса. Судя по хартии, эти скептики неправы: оказывается, к крупному бизнесу относятся исключительно благонамеренные существа, озабоченные не столько собственным благополучием, сколько судьбой всего многострадального российского народа.
  "Мы добиваемся высоких финансовых результатов, которые создают основу для рентабельного развития, и, следовательно, для роста занятости, экономического и социального благополучия страны",- провозглашается в декларации. - "Смысл нашей деятельности - в надежном и качественном удовлетворении запросов и ожиданий потребителей наших товаров и услуг... Мы стремимся производить только качественные товары и услуги, благоприятные и безопасные для здоровья потребителей".
  К наемным работникам подписанты бумаги относятся прямо-таки по-отечески, проявляя заботу "о раскрытии их профессиональных и личных способностей" и платят им "достойное вознаграждение".
  Но и это еще не все.
  "Мы принимаем участие в решении общественно значимых задач на региональном и общенациональном уровне",- уверяют члены РСПП и высоко оценивают социальные обязательства российского делового сообщества. В переводе на обычный язык это означает, что бизнесмены дают деньги государству по его первому требованию и помогают бедным.
  К подобной саморекламе можно было бы отнестись с откровенной иронией. В самом деле, в рыночной экономике предпринимателям нет никакой нужды расхваливать себя в любой форме, в том числе в принятых на съездах или конференциях декларациях. Оценивать качество товаров и услуг могут только покупатели. Если они не приобретают их, то производителей настигает банкротство.
  Однако иронического отношения самореклама РСПП не заслуживает, ибо за ней четко просматривается липкий и сковывающий сознание страх, охвативший бизнес-сообщество.
  В стране развернута умело поставленная пропаганда против крупного бизнеса, состоящего, как нам упорно внушают, из лютых злодеев-олигархов. Сознание людей устроено так, что в этом случае они начинают изобретать всякие гипотезы, сваливая свои беды на тех, кого им подсовывают в качестве источников их бед.
  В подъездах домов жуткая вонь?- Виноваты олигархи. Растут цены и квартплата? - Из-за них, проклятых! Бедствуют пенсионеры? - Их грабят всякие "ЮКОСЫ", не платящие налоги. Еще немного и олигархов начнут обвинять в человеческих жертвоприношениях и в подготовке мировой атомной войны.
  Вот и приходится несчастным членам РСПП ваять список самооправданий в надежде, что поиссякнет в их адрес как народный гнев, так и недовольство власти и особенно В.Путина. А лидер этого союза А.Вольский даже высказал мольбу о снисхождении, подобострастно обратившись к присутствовавшему на высоком собрании президенту со словами: "Спасибо, что Вы есть!"
  Исправившийся хулиган из стихотворении Агнии Барто добился своего: снегиря ему купили. А вот крупный бизнес не может вздохнуть свободнее. После съезда РСПП у "ЮКОСА" отняли "Юганскнефтегаз", а налоговики занялись "Вымпелкомом". Это означает, что кремлевский режим "Социальной хартией" остался недоволен, и РСПП придется сочинить что-нибудь послезливее.
  В. Корнев

Вернуться Начало Дальше

Rambler's Top100        TopList        Aport Ranker