English version  
   

Законодательные акты 1917 - 1930-х годов
по вопросам собственности и аспекты современного законодательства.

После октябрьского переворота, новая власть издала целый ряд документов, определяющих статус недвижимого и движимого имущества, принадлежащего гражданам России на законных основаниях. Особенно остро сказалась смена режима на всех собственниках в 1917-1926 годах. Именно в эти годы был издан целый ряд Декретов, направленных на уничтожение сословий, а также национализацию всего принадлежавшего этим сословиям: имущества движимого и недвижимого, ценных бумаг, сбережений, личных архивов, библиотек, произведений живописи, музыкальных инструментов и других ценностей.

Слово Декрет трактуется в разных источниках по-разному. В энциклопедическом словаре, изданном в 1953 году, и более поздних словарях русского языка слово Декрет (decretum) означает «постановление верховной власти, имеющее силу закона». Однако в более ранних источниках «Декрет - это императивная норма, которая при отсутствии законодательства является документом временного пользования. Отмена Декрета не требует издания, специально отменяющего его закона». А в тоже время Декрет неправомочен был отменять российские законы, изданные до 1917 года, т.к. закон может быть отменен только законом.

Достаточно часто это слово перекликается по звучанию с диктатом, что означает - силой навязываемое решение. Ленин «обогатил» марксистскую теорию о диктатуре пролетариата тем, что вместо парламентской демократической республики, предложенной Марксом, создал республику Советов, в которой не было и намека на демократию.

Одним из первых принятых Советской властью документов, касающихся вопросов собственности, был Декрет «О запрещении сделок с недвижимостью» от 16.12.1917 г., который парализовал рынок недвижимости, и собственники, желающие выехать за границу из-за творящегося в стране хаоса, не могли продать свои дома и усадьбы легальным способом. Непроданное имущество оставалось в стране, и было признано «бесхозяйным» (термин, применяющийся в те годы). Юридические документы на это имущество государственные чиновники не оформляли, считая это имущество «нашим» а, следовательно, ничьим.

Следующим был издан «Основной закон о социализации земли» от 27.01.18 г. Этот закон провозгласил:

  • Ст.1 «Всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах РСФСР отменяется навсегда».
  • Ст.2 «Земля без всякого (явного или скрытого) выкупа отныне переходит в пользование всего трудового народа».

Лишены были земли и «все частновладельческие нетрудовые хозяйства, находящиеся до этого времени в фактическом владении и пользовании у казны, частных банков, монастырей, уделов, помещиков». Из них был составлен запасной земельный фонд для наделения землей безземельных и малоземельных крестьян.  Не дожидаясь издания этого закона, летом и осенью 1917 года, солдаты, покинувшие окопы Первой мировой войны по призывам Ленина «Замиряйтесь!» и «Иди и грабь награбленное!», разорили более 16 тысяч помещичьих хозяйств и усадеб.

Далее последовал Декрет ВЦИК «Об отмене права наследования», (27.04.1918 г.) По этому Декрету разрешалось наследовать имущество, стоимостью не более 10 000 золотых рублей. Введение в силу этого Декрета привело к тому, что после смерти собственника, его имущество не наследовалось, а как бы "повисало" вне правового поля.

Настоящая катастрофа постигла собственников с принятием Декрета «Об отмене права частной собственности на недвижимость в городах» (20.08.1918 г.). Декрет был принят с нарушениями процедуры утверждения: Декреты должны были приниматься Всероссийским

Центральным Исполнительным Комитетом, а этот был принят на заседании Президиума ВЦИК. Такие «мелочи» в то время никого не удивляли, т.к. действовало право «матроса Железняка» - революционная необходимость.

В п. 21 данного Декрета говорилось, что «…местные Совдепы обязаны издать исполнительный Декрет, определяющий момент вступления в силу основного Декрета, сферу его действия, органы по проведению его в жизнь, обязанности нанимателей, арендаторов, домовладельцев и другие, вытекающие из сего Декрета последствия для местного населения».

Однако, созданное МУНИ (муниципальное управление недвижимым имуществом) г. Москвы не выпускало исполнительного Декрета и бомбардировало ВЦИК письмами с просьбой разрешить Москве все 33 тысячи строений без исключения считать муниципализированными, т.к. чиновникам не под силу разбираться с каждым домом в отдельности, составлять документы, акты приема–передачи. Гораздо легче оказалось поголовно всех собственников лишить их имущества силовым способом. К собственникам приходили «тройки»: один комиссар в сопровождении двух солдат и требовали освободить дом в течение 3-х дней, без предоставления какого-либо помещения для проживания. С собой можно было взять лишь одежду, постельное белье, немного посуды, остальное становилось «народным достоянием». Не понятно только, какой именно «народ» впоследствии им воспользовался. Существовала практика доносительства, когда «граждане–наводчики» сообщали сведения о каком-либо еще не экспроприированном доме, и в награду за сообщение получали право на 50% движимого имущества собственника. Издававшаяся в 1918 году газета «Утро России» в заметке «Как выселяют» рассказывала, что из вещей выселяемый гражданин мог взять из собственного дома. В частности, речь идет о некой даме, которой разрешают взять лишь 2 смены нижнего белья, 2 комплекта постельного, а остальное предлагается оставить для народа.

Введенный в действие в 1922 году Гражданский Кодекс РСФСР определил понятия «Реквизиция» и «Конфискация». То имущество частных лиц, которое было изъято у собственников во внесудебном порядке в 1917-1920 гг., очевидно, считалось законно отобранным, а вот Декрет СНК РСФСР от 17 октября 1921г. «Для приведения действующих постановлений и Декретов о реквизициях и конфискациях в соответствии с новой экономической политикой» … и отменив ряд ранее изданных постановлений и Декретов, «постановил:

  1. Никакое имущество не может быть реквизировано или конфисковано иначе, как в порядке, предусмотренном настоящим Декретом.
  2. Реквизицией считается применяемое в силу государственной необходимости принудительное возмездное отчуждение или временное изъятие государством имущества, находящегося в обладании частных лиц и обществ…..
  3. Конфискацией считается безвозмездное принудительное отчуждение государством имущества, применяемое как наказание по приговорам народных судов, революционных трибуналов и чрезвычайных комиссий…
  4. При каждой реквизиции или конфискации составляется в момент отобрания имущества особый акт, содержащий:
    1. Указание законных оснований, по которым оно производится.
    2. Должность, имя и фамилия лица, производившего реквизицию или конфискацию и его полномочия.
    3. Имя, фамилия, местожительство владельца и место нахождения имущества.
    4. Кому имущество оставлено на хранение.
    5. Подробную и точную опись имущества, с указанием веса, меры, и рода упаковки.

Акт скрепляется подписями должностного лица, владельца. Или хранителя и двух посторонних свидетелей, копия акта выдается владельцу не позднее 3-х дней».

Проблема в том, что такой Декрет увидел свет через три года после фактических изъятий недвижимости и собственности, осуществленный во внесудебном порядке.

ДЕКРЕТ
от 17 октября 1921 года

О ПОРЯДКЕ РЕКВИЗИЦИИ И КОНФИСКАЦИИ ИМУЩЕСТВА

ЧАСТНЫХ ЛИЦ И ОБЩЕСТВ

Для приведения действующих постановлений и декретов о реквизициях и конфискациях в соответствие с новой экономический политикой Совет Народных Комиссаров в отмену декрета от 16 апреля 1920 г. (Собр. Узак., 1920, N 20, ст. 143), Инструкции Народного Комиссариата Юстиции (Собр. Узак., 1920, N 65, ст. 288), Постановления Совета Народных Комиссаров от 25 июля 1920 г. (Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 1920 г. от 25 июля, N 163), ст.1 - 11, 25 и 46- 51 декрета от 3 января 1921 г. (Собр. Узак., 1921, N 5, ст. 37) постановил:

1. Никакое имущество не может быть реквизировано или конфисковано иначе как в порядке, предусмотренном настоящим декретом.

2. Реквизицией считается применяемое в силу государственной необходимости принудительное возмездное отчуждение или временное изъятие государством имущества, находящегося в обладании частных лиц и обществ.

3. Реквизиции имущества, кроме предметов, перечисленных в п. 11, производятся лишь в исключительных случаях и не иначе, как по постановлениям Совета Труда и Обороны, которые приводятся в исполнение соответствующими Губернскими Исполнительными Комитетами через Отделы Управления.

4. Размер вознаграждения за реквизируемое согласно ст. 3 имущество определяется по ценам, установленным Комитетом цен, а если таковые не установлены, определяется Губернской Оценочной Комиссией в составе представителей от Губернского Финансового Отдела, Губернского Совета Народного Хозяйства, Губернского Продовольственного Комитета, Рабоче-Крестьянской Инспекции и Губернского Отдела Управления по средним рыночным ценам к моменту изъятия имущества из обладания владельца.

Примечание 1-е. Оплата производится Губернскими Исполнительными Комитетами не позднее месячного срока со дня фактического изъятия имущества.

Примечание 2-е. С согласия владельца реквизируемого имущества допускается замена денежной оплаты натуральной.

5. Конфискацией считается безвозмездное принудительное отчуждение государством имущества, применяемое как наказание по приговорам Народных Судов, Революционных Трибуналов и Чрезвычайных Комиссий по делам, по коим последним предоставлено право вынесения приговоров, а равно по распоряжению Административных властей в случаях, указанных в сем декрете.

Примечание. В случае конфискации, применяемой в виде наказания, органы власти, производящие конфискацию, обязаны оставить владельцу конфискуемого имущества и членам его семьи предметы домашнего обихода, орудий мелкого или кустарного производства, если они служат средством к существованию и не являются предметами эксплоатации труда, а также продукты питания, необходимые для личного потребления осужденного и его семьи на срок не менее 6-ти месяцев.

6. Имущество концессионных предприятий может подлежать реквизиции или конфискации исключительно в случаях и в порядке, предусмотренном концессионным договором.

7. При каждой реквизиции или конфискации составляется в момент отобрания имущества особый акт, содержащий:

1. Указание законных оснований, по которым они производятся.

2. Должность, имя и фамилию лица, производящего реквизицию или конфискацию, и его полномочие.

3. Имя, фамилию, местожительство владельца и место нахождения имущества.

4. Кому имущество оставлено на хранение.

5. Подробную и точную опись имущества с указанием веса, меры и рода упаковки.

Акт скрепляется подписями должностного лица, владельца или хранителя и двух посторонних свидетелей, копия акта выдается владельцу не позднее 3-х дней.

8. В случае обнаружения имущества, скрытого от реквизиции или подлежащего конфискации на основании сего декрета, милиция налагает на таковое имущество предварительный арест.

9. При предварительном аресте имущества, подлежащего реквизиции или конфискации, составляется об аресте акт порядком, указанным в ст. 7-й сего декрета, причем этот акт подлежит немедленному направлению в подлежащее судебное или административное учреждение, которое не позднее 3-недельного срока обязано объявить владельцу арестованного имущества свое решение о реквизиции, конфискации или освобождении арестованного имущества.

10. Нижеследующие предметы при отсутствии надлежащего разрешения на их хранение подлежат обязательной безвозмездной сдаче государству и в случае их обнаружения конфискуются с привлечением их хранителей к уголовной ответственности: а) оружие, взрывчатые вещества, воинское снаряжение и летательные аппараты; б) телеграфное и радиотелеграфное имущество; в) аннулированные ценные бумаги; г) автомобили и мотоциклетки.

Примечание. Лица, добровольно сдавшие в сроки, устанавливаемые соответствующими органами, указанные в сей статье предметы, освобождаются от уголовной ответственности.

11. Нижеследующие предметы при отсутствии надлежащего разрешения на их хранение подлежат обязательной возмездной сдаче государству по средним рыночным ценам, устанавливаемым Народным Комиссариатом Финансов.

а) Иностранная валюта; б) золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в сыром виде, монете и слитках в любом количестве, а также изделия из золота, платины и серебра и драгоценные камни сверх нормы, устанавливаемой Народным Комиссариатом Финансов и утверждаемой Советом Народных Комиссаров.

Примечание 1-е. Порядок выдачи разрешений на хранение предметов, перечисленных в п. 11-м, устанавливается Народным Комиссариатом Финансов по соглашению с Высшим Советом Народного Хозяйства и Народным Комиссариатом Внешней Торговли.

Примечание 2-е. Порядок и условия сдачи государству и оплаты благородных металлов и драгоценных камней, добываемых частными приискателями, устанавливаются особыми правилами, издаваемыми Народным Комиссариатом Финансов по соглашению с Высшим Советом Народного Хозяйства.

12. При обнаружении означенных в ст. 11-й предметов, несданных добровольно, дело передается в Народный Суд, который в зависимости от степени вины, имущественного положения владельцев и т.п. постановляет либо конфисковать, либо реквизировать означенные предметы.

13. Конфискуемые предметы питания первой необходимости и сельского хозяйства обращаются в натуральный фонд социального обеспечения, согласно ст. 6-й декрета Совета Народных Комиссаров от 14 мая 1921 г. (Собр. Узак., 1921, N 48, ст. 236).

Предметы, не подходящие под действие ст. 6-й упомянутого декрета, поступают в общем порядке в распоряжение органов, ведающих использованием предметов данного рода.

14. Впредь до изменения в отношении реквизиций, производимых военным и морским ведомствами, сохраняют силу ст. ст. 31 - 45 декрета от 3 января 1921 г. и Инструкция к ним от того же числа.

15. Конфискации таможенными учреждениями подлежат:

а) предметы, проносимые и провозимые через государственную границу, помимо пограничных пунктов таможенного контроля;

б) товары, деньги и всякого рода предметы и ценности, воспрещенные к ввозу или вывозу, скрытые от таможенного контроля путем какого-либо ухищрения или путем неправильной декларации при почтовых отправлениях;

в) товары и всякого рода предметы, хотя и разрешенные к ввозу или вывозу, но сокрытые от таможенного контроля с целью избежания платежа установленных сборов;

г) предметы, перечисленные в ст. 10-й сего декрета, при вывозе их за границу без надлежащего разрешения;

д) документы, вредные для Р.С.Ф.С.Р. в политическом и экономическом отношениях;

е) предметы старины или искусства, вывозимые за границу без разрешения Народного Комиссариата Просвещения.

Примечание. Перечень предметов, воспрещенных к ввозу или вывозу, а также правила о порядке конфискации, производимой согласно сей статьи, о порядке обратного вывоза или реквизиции провозимых через таможню предметов, равно о порядке и размерах взыскания за контрабанду вырабатываются Народным Комиссариатом Внешней Торговли совместно с Народным Комиссариатом по Иностранным Делам и Народным Комиссариатом Финансов и утверждаются Советом Народных Комиссаров. До издания указанных правил сохраняют силу ст. ст. 12, 24 и 26 - 30 декрета о реквизициях и конфискациях от 3 января 1921 г.

16. Пересылаемые в обход действующих почтовых правил деньги и предметы в случае обнаружения таковых в почтовых отправлениях конфискуются органами Народного Комиссариата Почт и Телеграфов.

17. Должностные лица, виновные в нарушении правил сего декрета, подлежат ответственности в судебном порядке. Независимо от сего потерпевший имущественный ущерб от незаконной реквизиции или конфискации имеет право требовать возврата ему неправильно отчужденного имущества или возмещения убытков посредством иска, предъявляемого в Народном Суде к органу государственной власти, представители которого незаконно произвели конфискацию или реквизицию.

Председатель
Совета Народных Комиссаров
В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

Скоро в МУНИ поняли, что отобранное недвижимое имущество нужно не только заселять рабочими и крестьянами, но и ремонтировать, т.к. строения катастрофически быстро приходили в негодность из-за неумелой и нерачительной эксплуатации их людьми, не привыкшими к цивилизованной жизни. Так, например, разрушалась и не ремонтировалась крыша, регулярно засорялась канализация, распродавались котлы парового отопления и ванны, половым паркетом ценных пород растапливались буржуйки, в подвалах, выложенных метлахской плиткой, рубили дрова.

Тогда стали подумывать, как снять с себя бремя ремонтных работ, и постановлением МУНИ было разрешено демуниципализировать дома, в которых число квартир не превышало 5. Постановлением Президиума Моссовета Р.К.и К.Д. по жилищному делу от 6 сентября 1922 г.  решено: «5. Жилые и нежилые строения на территории города Москвы признаются муниципализированными и находятся в распоряжении М.К.Х.

Исключением из общего положения о муниципализации строений являются: …

в) здания демуниципализированные….»

Изданный в декабре 1921 г. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 28 декабря 1921 года «Об условиях демуниципализации домов» определил правила возврата в собственность строений, ограниченных по суммарной площади домов или по количеству находящихся в них квартир. При МУНИ создали Центральную Комиссию по демуниципализации, которая своими Постановлениями на основании заявления граждан разрешало или не разрешало демуниципализировать дома. В составленных актах о передаче в собственность домов говорилось: «МУНИ передает, а собственник принимает …».

Положительным моментом явилось принятие в 1926 году Декрета ВЦИК и СНК № 73 «Об отмене максимума наследования и дарения»

Этот Декрет постановил: «Внести нижеследующие изменения в Гражданский Кодекс РСФСР:

  1. Отменить первую часть статьи 138, изложив эту статью следующим образом: «138. Договор о безвозмездной уступке имущества (дарение) на сумму более одной тысячи рублей должен быть под страхом недействительности, облечен в нотариальную форму».
  2. Ст.416 изложить в следующей редакции:

«416. Допускается наследование по закону и по завещанию, согласно нижеследующих статей»…

  1. Ст. 419 изложить в следующей редакции:

«419. Наследование по закону имеет место во всех случаях, когда и поскольку оно не изменено завещанием»….

  1. Настоящее постановление ввести в действие в отношении всех

наследств, открывающихся с 1 марта 1926 года, а также в отношении   имуществ, переходящих в порядке дарения, начиная с того же срока.

Подписали:

М.И.Калинин, А.Лежава, Ян Полуян.15 февраля 1926 г

12 апреля 1926 года был принят Декрет ВЦИК № 220 «Об условиях допустимости передачи подлежащих демуниципализации домовладений наследникам умерших бывших собственников», который разъяснял: «…демуниципализированные дома подлежат передаче тем лицам, в руках которых, по признанию местных органов власти, демуниципализированные дома будут наилучшим образом сохранены и/или восстановлены. Такими лицами могут быть бывшие собственники домов и их наследники…».

В конце 1926 - начале 1927 годов, все законодательство подтверждало право бывших владельцев владеть и распоряжаться своим демуниципализированным домом. Но главным препятствием для вхождения в наследство могло являться отсутствие свидетельства о смерти бывшего владельца.  Признавать умершим бывшего собственника можно было по решению суда, но чаще всего лишь через 5 лет. (Ст.12 ГК РСФСР 1922г.) А к тому времени обстановка изменилась к худшему для собственников - на предприятиях начались «чистки», выявляющие «СОЭ» (социально опасные элементы), активизировалась работа по раскулачиванию, прошли процессы над «Промпартией», и другое.

Таким образом, при жизни многие наследники не смогли воспользоваться своим правом наследования - режим, что существовал в годы советской власти, всячески препятствовал вхождению в наследство действительных собственников.

В связи с изменившейся внутриполитической обстановкой в стране и принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации, наследники получили возможность обратиться в районные суды с исками «О восстановлении права собственности в порядке наследования на дом». В частности, с такими исками обращались в суды и по месту нахождения имущества и по месту жительства действительные члены Московского купеческого общества (МКО) – О.С. Бимман, Э.М. Воспанова, Ю.В. Карпов и др. – наследники первой очереди. Но по всем искам суд вынес решение: «отказать».

Российские суды отказывают потомкам собственников в их исках на том основании, что в России нет закона о реституции. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 31 октября 1995г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02. 2007 № 5) разъяснил:

- «П.2 Согласно ч.1 Ст.15 Конституция Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации   в качестве акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда, закрепленные нормой Конституции положения, исходя из её смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность её применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения (Ст.35 п.4 Конституции РФ «Право наследования гарантируется»);

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей («Декрет об отмене частной собственности на недвижимости в городах» от 20 августа 1918 г.);

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон, либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует (ссылка судов на отсутствие закона о реституции собственности).

- П.5 Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч.4 Ст.15. Конституции Российской Федерации составной частью её правовой системы». К документам международного права относится и принятая Генеральной Ассамблеей ООН Резолюция 40/34 от 29 ноября 1985 года «Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью». Лишь однажды она нашла свое применение, в российской правоприменительной практике при рассмотрении иска гражданки США к Правительству Российской Федерации о признании права собственности на коллекцию картин, конфискованную в 1944г. (БВС № 6/2003г. п.5). Эта Декларация дает ряд ценных указаний о создании судебных и административных механизмов, которые дали бы жертвам возможность получать компенсации за утраченное или противоправно изъятое имущество.

- П.11 «Декларации…» гласит: « В случаях, когда правительство, при котором имело место, приведшее к виктимизации действие,… уже не существует, реституция жертвам должна предоставляться государством или правительством-преемником».

В данном документе «1. Под термином «жертвы» понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление основных прав».

Учитывая аналогию права и ч.1 Ст. 46 Конституции РФ, «гарантирующую каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод», наследники считают возможным рассчитывать на справедливое судебное решение в нынешних надзорных инстанциях.



Начало

Rambler's Top100        TopList        Aport Ranker