Ахматова А.А.: "Прежние богатые отличались от теперешних тем, что знали, что должны помогать бедным, а эти не знают."Для дореволюционной России характерно было чистое активно-милосердное благотворительное участие в жизни общества представителей сословия предпринимателей. Основу опыта благотворительности в России всегда составляли категории совестливости и нравственности, сознания общественного долга, с одной стороны, и мотивация от престижа, с другой. Учитывая отличия русской души от западной стоит опираться именно на эти основы, выработанные в России практикой, делами многих поколений за тысячелетия, начиная с древней Руси с их монастырскими домами общественного призрения. Во все времена дореволюционной России, особенно со времен Екатерины II, невозможно было продвинуться в обществе, не совершая социально-ориентированных поступков.
Укрупненно всю сферу дореволюционной благотворительности в России можно было разделить на три направления:
• под покровительством особы императорской семьи;
• учреждения общественного призрения, разной ведомственной принадлежности (духовное министерство, министерство внутренних дел, военное министерство, министерство народного просвещения и т.п.);
• частные благотворители и жертвователи.
Уже это укрупненное деление предопределяет совершенно разные виды мотивации и стимулов, которые должны быть заложены в законе о благотворительности и чего нет в сегодняшней его версии, также как нет второго и третьего краеугольных камней - серьезного контроля за деятельностью благотворительного заведения и благотворителя и ограничений на объемы благих дел. На схеме, предложенной ниже представлены те возможные мотивы, которые влияли и влияют на увеличение привлекательности благотворения в России, расположенные по степени убывания их значимости в старом дореволюционном российском обществе.
При этом оказание благого дела или создание благотворительного заведения шло рука об руку с осознанием серьезности и ответственности за создаваемое. Напрмер, Устав Обществ общественного призрения предписывал при создании обеспокоиться его содержанием, обеспечением необходимого капитала с тем, чтобы и после смерти основателя дело продолжали наследники. В основном заведения содержались на проценты с работающего капитала. Результат можно оценить по количеству призреваемых в разных социально-ориентированных заведениях. Для примера ниже приведены данные о таких заведениях за 1896г. из Сборника сведений о благотворительности в России:
Всего заведений | 3555 |
Богадельни | 1514 |
Детские приюты | 763 |
Учреждения медицинской помощи | 350 |
Школы благотворительного характера | 463 |
Дешевые столовые | 125 |
Ночлежные дома | 67 |
Дом трудолюбия | 67 |
Странноприимные дома | 40 |
Ясли | 50 |
Дома дешевых квартир | 82 |
Народные читальни | 34 |