English version  
  На первую страницу  

О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

"Добро по указу - не добро!"
/И. Тургенев/
    Международный опыт благотворительности, как и его изучение безусловно бесценен и сам по себе, и в применении к объектам благотворительности, но больше по месту своего рождения. В России с ее масштабам и количеством населения, с менталитетом ее населения, доказавшим и себе, и всему миру недюжинные авантюрные и коммерческие способности, правильнее было бы обратиться к своему собственному историческому опыту, опыту дореволюционной России.
       Ахматова А.А.: "Прежние богатые отличались от 
       теперешних тем, что знали, что должны помогать
       бедным, а эти не знают."
    Для дореволюционной России характерно было чистое активно-милосердное благотворительное участие в жизни общества представителей сословия предпринимателей. Основу опыта благотворительности в России всегда составляли категории совестливости и нравственности, сознания общественного долга, с одной стороны, и мотивация от престижа, с другой. Учитывая отличия русской души от западной стоит опираться именно на эти основы, выработанные в России практикой, делами многих поколений за тысячелетия, начиная с древней Руси с их монастырскими домами общественного призрения. Во все времена дореволюционной России, особенно со времен Екатерины II, невозможно было продвинуться в обществе, не совершая социально-ориентированных поступков.
    Укрупненно всю сферу дореволюционной благотворительности в России можно было разделить на три направления:
• под покровительством особы императорской семьи;
• учреждения общественного призрения, разной ведомственной принадлежности (духовное министерство, министерство внутренних дел, военное министерство, министерство народного просвещения и т.п.);
• частные благотворители и жертвователи.
    Уже это укрупненное деление предопределяет совершенно разные виды мотивации и стимулов, которые должны быть заложены в законе о благотворительности и чего нет в сегодняшней его версии, также как нет второго и третьего краеугольных камней - серьезного контроля за деятельностью благотворительного заведения и благотворителя и ограничений на объемы благих дел. На схеме, предложенной ниже представлены те возможные мотивы, которые влияли и влияют на увеличение привлекательности благотворения в России, расположенные по степени убывания их значимости в старом дореволюционном российском обществе.
    При этом оказание благого дела или создание благотворительного заведения шло рука об руку с осознанием серьезности и ответственности за создаваемое. Напрмер, Устав Обществ общественного призрения предписывал при создании обеспокоиться его содержанием, обеспечением необходимого капитала с тем, чтобы и после смерти основателя дело продолжали наследники. В основном заведения содержались на проценты с работающего капитала. Результат можно оценить по количеству призреваемых в разных социально-ориентированных заведениях. Для примера ниже приведены данные о таких заведениях за 1896г. из Сборника сведений о благотворительности в России:

Всего заведений3555
Богадельни1514
Детские приюты763
Учреждения медицинской помощи350
Школы благотворительного характера463
Дешевые столовые125
Ночлежные дома67
Дом трудолюбия67
Странноприимные дома40
Ясли50
Дома дешевых квартир82
Народные читальни34