Жалобная книга «ЕДИНОЙ РОССИИИ»
Будет ли "партия власти" развивать малый бизнес?
    Претендующая на получение большинства в Государственной думе следующего состава политическая партия "Единая Россия" завела книгу жалоб и предложений для малых и средних предпринимателей. В нее предлагается бизнесменам, относящимся к этой категории, вносить все неудовольствия по поводу произвола, чинимого по отношению к ним чиновниками, для последующего принятия мер.
    Эта книга будет объемистой и состоять из таких же более тонких книжек, которые планируется завести в отдельных регионах. Принято решение, что поначалу областные исполкомы "единороссов" займутся сбором "наказов" местных предпринимателей, которые затем должны будут тщательно проанализированы.
    По итогам этой кропотливой работы намечено затем принять в регионах т.н. "региональные конвенции развития предпринимательства". А потом эти документы станут основой соответствующей итоговой общероссийской конвенции.
Как указал в беседе с корреспондентом "Независимой газеты" за 17 июля этого года председатель бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков, в этом документе будут содержаться обещания власти "реального устранения административных барьеров, снижения налоговой нагрузки, бюджетной поддержки, а также помощи в противостоянии местной бюрократии".
    Сможет ли действительно "Единая Россия" дать свободу малому и среднему бизнесу, если она образует ведущую фракцию в Думе?
    Скажем прямо: да сможет, но в очень ограниченной степени. Ибо вне зависимости от самых благих побуждений на этот счет, которые могут проявлять отдельные лидеры партии, её экономическая политика и, соответственно, конкретные действия по отношению к малому предпринимательству, будет определяться неумолимой логикой функционирования уже сложившейся в стране общественно-политической системы, за сохранение и упрочение которой выступают "единороссы".
    Для этой системы характерны, в частности, следующие основные черты:
1. наличие ведущей роли государства, т.е. бюрократии в экономике и политике. Бюрократия получила сейчас огромную свободу действий, позволяющую ей распоряжаться значительной частью гигантских материальных, финансовых и людских ресурсов. И у нее есть возможности для дальнейшего расширения такой свободы, как показала история с ЮКОСом;
2. относительная стабильность экономики при наличии роста производства, наблюдающегося, правда, преимущественно в экспортных отраслях.
Такая ситуация обуславливает противоречивую позицию бюрократии по отношению к малому и среднему бизнесу.
    С одной стороны, класс бюрократии в целом не может отрицать необходимость развития этого вида бизнеса. От этого ее удерживает логика наблюдающейся сегодня эволюции российской хозяйственной системы, которая, по признанию почти всех политических элит, настоятельно требует более тесного сотрудничества и даже проникновения в систему деятельности малого и среднего предпринимательства. Определенную роль здесь играет пока не подвергающаяся сомнению идея о том, что России необходима рыночная экономика, в которой большую роль играет, в частности, малое предпринимательство.
    С другой стороны, любое расширение такой свободы представляет угрозу для бюрократии, ослабляющее ее экономическую власть, которую, конечно, ей терять совсем не хочется.
    Соответственно, сокращается и возможность получения взяток чиновниками с предпринимателей, общая величина которых оценивается в громадную сумму - свыше 30 млрд. долл. в год.
    Согласно социологическим опросам малых предпринимателей, 15 % из них тратят ежемесячно "на преодоление "административных барьеров" или, проще говоря, на взятки 10 тыс. руб., а 23, 9 % - от 3 до 10 тыс. 48 % бизнесменов указали, что за прошедший год такие расходы значительно увеличились ("Независимая газета" за то же число ).
    Расширению свободы малых предпринимателей препятствует и т. н. политическая стабильность, которой так гордится российская власть. Сколько-нибудь существенное наделение такой свободой этих бизнесменов, в силу естественного присущего людям психологического свойства к умножению полученных достижений, побудит их к выдвижению требования о дальнейшем ослаблении руководящей роли бюрократии в экономике и в политике, а то и о полной ее ликвидации.
Поэтому любые действия власти и приближенных к ней политических организаций, к которым, прежде всего, относится "Единая Россия", по расширению хозяйственной свободы бизнеса неизбежно будут нерешительными, непоследовательными и ограниченными. Они будут совершаться с оглядкой, осторожно и с многочисленными оговорками.
    Совершенно не случайно, поэтому, в упомянутые выше концепции развития предпринимательства власть дает обещания предоставить послабления бизнесу лишь в обмен на некие его встречные "обязательства". Из такого требования логически вытекает соображение об изначальной порочности малого и среднего предпринимательства и его приниженного положения по отношению к бюрократии. А вот форменное издевательство над ним со стороны различных многочисленных государственных контор считается, конечно, неким нежелательным явлением, но все же не настолько большим, чтобы взять и упразднить его без всяких встречных обязательств.
    Так что малому бизнесу следует полагаться на торжественные обещания "Единой России" пойти навстречу его интересам с очень большой долей осторожности и не терять бдительность: захватившая в стране монопольную власть бюрократия будет использовать любую возможность для того, чтобы не допускать слишком больших, по ее мнению, вольностей свободного предпринимательства.
В. Григорьева, к.э.н.
|