English version  
   
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
П р е д и с л о в и е

 

    Сегодня, как и 10 лет назад, Россия опять стоит перед выбором своего пути, выбором тяжелым, затрагивающим всех граждан, выбором определяющим: или России пойдет к процветанию, как все развитые страны мира, или она уничтожит себя сама, свою государственность. С нашей точки зрения единственным конструктивным направлением, которое может вывести российскую государственность и российское общество из оков экономического и правового кризиса, это решение системообразующей, общенациональной проблемы, проблемы восстановления истинной частной собственности на землю и средства производства, восстановление прав собственников, нарушенных в 1917году.
    Данная проблема носит именно общенациональный характер, поскольку касается абсолютного большинства граждан страны. Решение проблемы реституции прежде всего политическая проблема, для чего и нужна политическая воля. В апреле 2000г. г. Путин В.В., тогда и.о.Президента России, в Лондоне продемонстрировал понимание, что собственность является тем принципом, который не имеет срока давности, является «священным и незыблемым».

    Именно реализация этого принципа в России ведет не только к решению правовых и социальных проблем, но и послужит ключом к экономическому подъему страны в первой трети 21-го века, даст реальную возможность уйти от обнищания народа, позволит России войти в сообщество цивилизованных государств не ослабленной как сейчас страной, а полноправным, развитым единым государством.
    Подъем экономики страны немыслим с нищим, оболганным, задавленным народом, невозможен в общегосударственном масштабе в настоящее время без сторонних инвестиций. Последнее теснейшим образом связано с отношением крупного западного «лобби» - «старых» русских, мнение которых является важнейшим для направления свободных западных средств, составляющих до 250млрд долларов, в нашу экономику. А это возможно только при решении вопросов правопреемства, воплощения в жизнь вопросов неделимости и исторической беспрерывности между поколениями и традициями этих поколений, первый шаг чего - реституция.

    Показательно отношение Московского Правительства, хорошо понимающего проблему восстановления гражданских и имущественных прав действительных собственников. Префект ЦАО Москвы г-н Музыкантский А.И. еще в марте 1993 года письмом № 35-5173/3 с визой г-на Лужкова Ю.М. сообщил в адрес Российского Купеческого Собрания, что “Госимуществу дано поручение подготовить изменения законодательства, регулирующего имущественные права данной категории граждан...”, так как “альтернативы этому процессу в условиях дальнейшего развития рыночных отношений нет. Продажа этого имущества, равно как и передача его трудовым коллективам или иным гражданам за приватизационные чеки порождает у новых владельцев неуверенность в завтрашнем дне, не позволяет создать базу для развития отечественного предпринимательства”. Однако до сих пор отсутствует законодательство, регулирующее вопросы восстановления прав на противоправно отчужденное имущество.


О Б О С Н О В А Н И Е
необходимости принятия в России закона о реституции.

 

    До 1917 года Россия была страной собственников, как нигде в мире, большая часть собственности принадлежала населению, общественным объединениям и церкви. Правом частной собственности обладало более 92% населения. В сельской местности проживало - 85-95% населения, около 90% населения составляло имущее крестьянство. В результате октябрьского переворота частная собственность граждан и общественных объединений была принудительно отчуждена государственными органами РСФСР, поправшими все общечеловеческие права и законы.
    Первыми жертвами преступлений и злоупотреблений властью стали булочник и фабрикант, домовладелец и монах, зажиточный крестьянин, содержатель лицея и многие другие, признанные “буржуями”. Все они лишились неотъемлемых гражданских прав и состояния не законами, а декретами: “Об отмене права частной собственности”, “Об отмене права наследования”, “Об отмене права пользования сбережениями”, “О социализации земли”, “О национализации всех предприятий”, Постановлением “О выселении бывших домовладельцев, лишенных избирательных прав из муниципализированных (национализированных) у них домов”. Конституция РСФСР 1918 года открыто провозгласила полное и беспощадное подавление и лишение избирательных прав буржуазии. Десятки миллионов собственников физически уничтожены или вынуждено эмигрировали. Были нарушены основные права и свободы человека, которые являются естественными и принадлежат каждому человеку от рождения; в силу этого они признаются неотъемлемыми и неотчуждаемыми. Такими правами являются: право человека на жизнь, на уважение личной и семейной жизни, неприкосновенность жилища, право владеть и свободно распоряжаться своей собственностью, право избирать и быть избранным, право на справедливое судебное разбирательство в разумные сроки беспристрастным судом на основании закона. Фундаментальные неотъемлемые права человека должны соблюдаться в любой ситуации, даже во время войны или иного чрезвычайного положения.
    В соответствии с Постановлением Конституционного суда № 6-п от 23 мая 1995 года и “Декларацией об основах правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью”- “лица, которым был причинен вред, включая моральный и материальный ущерб, эмоциональные страдания или существенное ущемление их основных прав в результате действия властей, еще не представляющего собой нарушение национальных уголовных законов, но являющегося нарушением международно признанных норм, касающихся прав человека - признаются “ЖЕРТВАМИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ ВЛАСТЬЮ”. “Жертвы” имеют право на доступ к правосудию и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальными законами”.
    В 1991 году законом “О реабилитации жертв политических репрессий” российское правительство признало, что на территории России с 1917 года “проводился многолетний террор и массовые преследования своего народа, несовместимые с идеей права и справедливости”. Этим законом “жертвам” были гарантированы восстановление в гражданских правах, устранение последствий произвола, компенсация морального и материального ущерба.
    Конституция Российской Федерации восстановила право частной собственности и наследования, и признала незаконным принудительное отчуждение имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения. Статья 532 Гражданского Кодекса РФ признала право наследования за всеми внуками и правнуками, как наследниками по закону, без дискриминации. Сегодня права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются как российским, так и международным законодательством. Статьями 52 и 53 Конституции РФ им гарантированы доступ к правосудию, компенсация причиненного ущерба, возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц. В соответствии со статьями 1 и 12 Гражданского Кодекса РФ “Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечении восстановления нарушенных прав, их судебной защиты”; “защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права”.

    Законом “О реабилитации жертв политических репрессий” государство признало “многолетний террор и массовые репрессии своего народа”, проводимые на территории РСФСР с 1917 года, “несовместимыми с идеей права и справедливости”. Этим законом, статьями 52 и 53 Конституции РФ, международным законодательством, действующим в России, “жертвам преступлений и злоупотреблений властью” гарантированы: доступ к правосудию, возмещение вреда, причиненного действиями властей, восстановление в гражданских правах, устранение последствий произвола, компенсация морального и материального ущерба.
    Гражданское законодательство РФ также приведено в полное соответствие с международным и “основывается на признании равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечении восстановления нарушенных прав, их судебной защите” (статья 1 ГК РФ).
    С 1998 года Россия вступила в Совет Европы и тем самым взяла на себя обязательство признавать “принцип верховенства закона и принцип, в силу которого любое лицо, находящееся под ее юрисдикцией, должно пользоваться правами человека и основными свободами”. Обязанность официальных властей России состоит не только в закреплении в национальном законодательстве норм, касающихся восстановления нарушенных неотъемлемых прав человека, но и в обеспечении условий для их реализации, без дискриминации по какому бы то ни было признаку.
    Однако в многолетней судебной практике закон “О реабилитации жертв политических репрессий”, гарантирующий реабилитацию ВСЕХ ЖЕРТВ, подвергнутых репрессиям с 1917 года, применяется исключительно к лицам, в отношении которых с 1929 года государство совершило уголовное преступление - лишило жизни, выслало или выселило на спецпоселения. С 1993 года правительством В.Черномырдина в этот закон были внесены изменения, дискриминирующие права “жертв”, и запрещающие возврат, возмещение стоимости или компенсацию не только “национализированного”, но даже и “подлежащего национализации (муниципализации) имущества”. Городскому населению, внесшему огромный вклад в производство, благоустройство и благотворительность России, было вообще отказано в признании “жертвами” и компенсации морального и материального ущерба, причиненного действиями властей, по сравнению с крестьянским населением (статья 16-1). 12.08.95 года Генеральная прокуратура, Верховный суд и МВД РФ, приняли узковедомственную Инструкцию № 34/5-893, запретившую судам признавать “жертвами политических репрессий” лиц, владевших любым видом собственности и лишенных избирательных прав и имущества по социальному признаку. Таким образом, “жертвам преступлений и злоупотреблений властью”, был закрыт доступ к правосудию.
    Препятствия, чинимые действиями органов исполнительной власти, судов и прокуратуры в осуществлении как российских, так и международных законов, дают все основания, необходимые для требования проведения реституции в России

    1) наличие материального и нематериального ущерба, причиненного действиями властей;
    2) признание Правительством России причиненного имущественного и неимущественного ущерба;
    3) своевременная просьба.
    Дети, внуки и правнуки “жертв преступлений и злоупотреблений властью требуют восстановления неотъемлемых прав, гарантированных статьями 35, 52 и 53 Конституции РФ, статьями 1, 8, 12 ГК РФ, потому, что имеют на это право как наследники по закону ( ГК РФ). Если право возникло, разговор о целесообразности восстановления нарушенных прав недопустим.
    Действие реституции заключается в том, что она лишает силы факт, приведший юридические отношения к существующему состоянию и восстанавливает прежнее состояние этих отношений. Она не предоставляется тем потерпевшим, которые могут пользоваться обычными средствами правовой защиты; исключение составляют те случаи, когда обычные средства недостаточно полно и удобно ведут к цели. Право на реституцию имеет лицо, потерпевшее ущерб. Это право переходит по наследству и по переуступке. Реституция - устранение вынужденных упущений.

    Так как в России обычными средствами невозможно достигнуть целей, поставленных как российским законодательством, так “Европейской Конвенцией” и “Декларацией об основах правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью”, “жертвы” обращаются за помощью в Европейский суд и требуют введения в действие закона “О восстановлении прав граждан и общественных объединений на имущество, принудительно отчужденное государством”, то есть проведения в России реституции, указом Президента
    Попытка Правительства, начавшего либерально-демократические реформы, построить правовое государство без первоначального восстановления нарушенных неотъемлемых прав, не могла увенчаться успехом, так как, пока не лишены силы факты, приведшие к социалистическим правоотношениям собственности, не восстановлены нарушенные права на собственность для лиц, имеющих это право по закону, правоотношения собственности остаются социалистическими, а собственность, принудительно отчужденная для государственных нужд, до сих пор является ОБЩЕНАРОДНОЙ. Поэтому у новых физических и юридических лиц НЕ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ИМУЩЕСТВО, ПРИНУДИТЕЛЬНО ОТЧУЖДЕННОЕ ГОСУДАРСТВОМ У ГРАЖДАН, ВЛАДЕВШИХ ЭТИМ ИМУЩЕСТВОМ НА ОСНОВАНИИ ЗАКОНА.
    Россия по Конституции РФ признает себя правовым демократическим государством. Однако, приходится констатировать, что:

    1) вся принудительно отчужденная у населения собственность до сих пор принадлежит государству, только на основании законодательства, действовавшего в период беззакония властей;
    2) права человека до сих пор определяются Декретами советской власти и Конституцией РСФСР 1918 года;
    3) не лишены силы факты, приведшие к социализации земли и обобществлению собственности, что противоречит Конституции РФ;
    4) нарушаются права человека, закрепленные Конституцией РФ и Европейской Конвенцией;
    5) не созданы условия для участия коренного населения в рыночных отношениях;
    6) предпринимателя или иностранного инвестора ждут экономические санкции и политические репрессии.
    Так кто же рискнет строить свое дело в России без страха за свое будущее? Восстановление нарушенных прав собственности и наследования - это защита конституционного строя и неотъемлемых прав человека, путь возрождения России, гарантия невозможности повторения насильственного изъятия собственности у нынешних предпринимателей и лишения собственника-труженика политических прав любыми политическими авантюристами. Против восстановления нарушенных прав выступают только те, кто желает присвоить себе имущество нашего народа и оставить большую часть населения в той нищете, до которой докатилась Россия после 7О-летней изоляции от цивилизованных европейских стран.
    Войдя равноправным членом в Европейское сообщество, Россия обязана провести полноценные демократические преобразования наравне со всеми посткоммунистическими странами Европы и Балтии, преградившими путь повторения преступлений большевизма и заложившими основы построения демократического общества. Половинчатость реформ, их крайняя болезненность и неэффективность, являются прямым отражением половинчатости дебольшевизации и десоветизации - как в идеологии, так и в практической жизни.
    Текст законопроектов «О восстановлении прав собственности физических и юридических лиц на имущество, принудительно отчужденное органами власти во внесудебном порядке после марта 1917года» и «О первоочередном восстановлении прав физических и юридических лиц на имущество, принудительно отчужденное органами власти во внесудебном порядке после марта 1917года, находящееся в ненадлежащем хозяйственном состоянии, к реконструкции которого государство не приступало» разработан инициативной группой членов Московского Купеческого Общества, неоднократно обсужден на постоянно действующем Круглом столе «Восстановление прав собственников» сообщества сословных организаций при Комитете ГД РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, откорректирован созданной на Круглом столе рабочей группой, состоящей из представителей Московского Купеческого Общества, Российского Дворянского собрания, Лиги защиты прав собственников. В процессе работы над законопроектами учтены или приняты к сведению мнения и замечания целого ряда частных заинтересованных лиц и сословных организаций, а также экспертов от Комитета ГД, Мингосимущества, Объединенной общественной приемной, депутатов Мосгордумы, представителей ряда общественно-политических движений.


Вернуться Начало Дальше