ПРИОРИТЕТ ПРАВ ЛИЧНОСТИ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ
«Экономика – искусство ведения хозяйства,
народное хозяйство страны».
«Право – совокупность общеобязательных
правил поведения, узаконенных норм поведения человека» (Из энциклопедического словаря)
24 апреля этого года состоялись общественные слушания по экономическим правам человека в Комиссии по правам человека при Президенте РФ. Сделанные в процессе слушаний доклады и их обсуждение позволяют сделать следующие неутешительные выводы.
Стратегия экономического развития России не базируется на правах человека. Разработчики хозяйственной политики страны не понимают, что в основе всех их программ должны лежать принцип приоритета личности гражданина над государством и частная собственность на землю, на движимое и недвижимое имущество и на средства производства. Право на этот вид собственности должен иметь каждый гражданин. Отсутствие всего этого породило безответственное, потребительское отношение чиновников и лиц, назначенных крупными предпринимателями к жителям страны и ее богатствам. У большинства остального населения такая ситуация вызвала апатию, а у другой, меньшей части – безнравственное отношение ко всему, что ее окружает.
Только коренная смена вектора в стратегии развития страны, в которой главное место должен занять приоритет прав человека создаст у чиновников такое необходимое в нашей стране качество, как уважение к гражданину, налогоплательщику, который их нанимает, а у самого гражданина – чувство хозяйского отношения ко всему, что его окружает и ответственность за каждое свое действие и бездействие. Поэтому необходимо внести изменения в соответствующие разделы законодательства, в которых будет указано, что в демократическом обществе должен исповедываться принцип презумпции полезности действий гражданина и предписано всем руководящим лицам доказывать правомерность своих действий или подозрений в отношении других людей и отвечать (в том числе в уголовном порядке) за последствия своих шагов, отсутствия таковых или волокиту. Необходимы два новых закона – об ответственности госслужащих и должностных лиц за действие и/или бездействие и о бесхозяйственности. Следует ввести запрет на совмещение любыми органами функций государственного контроля или надзора и оказание платных услуг, а также на их участие в хозяйственной деятельности.
Непосредственно с этим связан вопрос изменения отношения государственных чиновников к коммерческим структурам, особенно малым, в которых в развитых странах занято подавляющее большинство населения (в США до 80%). Необходимо практически поменять ориентир у чиновника – не он хозяин нашей жизни, а тот, кто создает реальные ценности и побуждает других их создавать, кто владеет или хочет владеть собственностью и создает рабочие места. К числу таких хозяев относятся также производственные коллективы. Чиновник должен постоянно ощущать, что его самого, а также и его детей кормят производитель и предприниматель. При несоответствии работы чиновника запросам граждан ему могут выразить недоверие или уволить.
Во главу угла разработки стратегии деятельности всех государственных контролирующих и исполнительных органов нужно поставить три основополагающих документа: Конституцию РФ, Гражданский кодекс и Декларацию прав человека. Все исполнительные, контролирующие и распорядительные организации (как, впрочем, и все остальные) должны руководствоваться этими документами – в этом случае любой гражданин России и, особенно предприниматель, будут спокойно работать. Использование этих трех документов как законов прямого действия, уравняет на практике все структуры – и государственные, и коммерческие, крупные и малые.
В России привыкли работать с законодательными актами, конкретизирующими положения трех основных законов, И в этой связи следует отметить, что в российском законодательстве не хватает описания механизма претворения в жизнь основных трех законов. Но самая большая трудность – это вынудить властные структуры, которые до сих пор работают, руководствуясь во многом советскими законами и даже еще декретами советской власти (судебную систему и правоохранительные органы), изучить и следовать указанным основным законами нашей жизни.
Человека необходимо сделать критерием полезности проводимых реформ и изменений законодательства. Для этого следует создать постоянно функционирующий институт публичной гражданской независимой экспертизы всех актов в сфере экономики и управления и общественного контроля над их принятием. При этом необходима также экспертиза как разрабатываемых законодательных актов, как и пересмотр действующих независимыми экспертами из неангажированных общественных организаций профессионалов. Такой пересмотр позволит убрать из действующих актов положения, тормозящие развитие экономики, а иногда и одиозные статьи, ведущие к усилению коррупции.
Необходимо также инициировать реализацию информационно-образовательных программ для населения установлением оценивать влияние хода реформ на права граждан с обязательной корректировкой законодательства при выявлении отрицательного влияния.
Следует изменить формирование структуры заработной платы. Ставки зарплаты должны устанавливаться в соответствии со спросом на рабочую силу и ее предложением. Для этого, несомненно, необходимы широкие либеральные реформы, направленные на создание конкурентных рынков товаров, капиталов и рабочей силы. Такие реформы, как это всегда бывает, приведут к увеличению оплаты труда занятых. Тогда вырастут пенсии и другие социальные пособия, которые формируются, как известно, за счет налогов, взимаемых с доходов работающих.
Следующей главной задачей является гармонизация социальной и экономической стратегий государства, увязка между собой денежно-кредитной, аграрной, налоговой, промышленной и инвестиционной политик, пенсионной реформы и страховой медицины, а также мер по увеличению доходов малообеспеченных и нетрудоспособных граждан. Приоритет прав граждан здесь означает, что выбирать какую-либо стратегию и оказывать на нее влияние должны граждане, а не ведомства и управляющие компаний. Кроме того, принцип «разрешено все, что не запрещено законом» должен распространяться на все стороны жизни общества, в т.ч. и социальную сферу, в которой должны существовать конкурирующие между собой частные структуры, а роль государства должна быть скорее наблюдательная и арбитражная. Конкуренция, а не монополия псевдогосударственных контор – вот рычаг к реформированию социальной и жилищно-коммунальной систем, а также сферы природопользования, общего и профессионального образования и здравоохранения. При этом должна быть установлена максимальная прозрачность системы государственного управления.
Государство должно сделать ставку на внутреннее кредитование хозяйства населением, но при этом исполнить в том или ином виде свои обязательства по внутренним долговым обязательствам, введя в практику приоритет обслуживания внутренних долгов перед внешними.
Либерализация законодательного поля страны должна неизбежно сопровождаться дебюрократизацией действий властей всех уровней, с запрещением разработки любых т.н. «разъяснений «, подзаконных актов, и ведомственных инструкциями. Следует установить принцип: «одно окно---1 – максимум 5 основополагающих документов». При этом цифра в интервале 1- 5 должна зависеть от типа производственной деятельности, но больше ни одной бумаги от заявителя (физического или юридического лица) чиновники не имеют права требовать.
И, наконец, «лакмусовой бумажкой» развития либерально-демократического социального государства является наличие неангажированных гражданских негосударственных некоммерческих обществ (НКО), позволяющих гражданам самореализовываться как вне их основной рабочей сферы, так и в профессиональной среде. В настоящее время государственные органы и местные властные структуры не понимают благотворной роли общественных организаций, применяя к ним те же хозяйственные критерии, что и к коммерческим организациям. Необходимо на законодательном уровне установить статус НКО без ограничений рода занятий и местоположения и приравнять их к государственным учреждениям отношении при определении ставок аренды помещений и коммунально-эксплуатационным услуг.
Реализация всех указанных выше требований (вместе с остальными либеральными хозяйственными реформами) позволит обеспечить наиболее эффективное развитие экономики и максимально возможные темпы роста уровня жизни населения.
|