КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА?
С таким вопросом обратилась ОПОРА РОССИИ к своим членам, в т.ч. и членам Московского купеческого общества, представителям малого бизнеса, транслируя вопросник РСПП - список вопросов о том, какие действия следует предпринять для того, чтобы эта реформа поспособствовала экономическому прогрессу России.
Список этих вопросов велик и занимает три страницы машинописного текста, но достаточно привести два из этих вопросов, чтобы понять замысел составителей документа.
Вопрос первый: “Какие полномочия государственных органов следует расширить или повысить качество их исполнения в целях повышения эффективности государственного управления и создания равных и справедливых условий рынка для участников экономической деятельности?”
Вопрос второй: “От каких функций и полномочий государственные органы, по вашему мнению, могут отказаться без ущерба для процесса эффективного государственного управления и достижения необходимых обществу экономических результатов ?”
Смысл этих вопросов совершенно ясен. Он состоит в том, чтобы привлечь получателей указанного документа к разработке методов повышения эффективности существующей у нас экономической модели. Между тем ее сущность находится в кардинальном противоречии с содержанием первого вопроса, ключевыми словами которого являются необходимость “ создания равных и справедливых условий рынка для участников экономической деятельности”.
Эта модель включает следующие основные элементы:
1. Максимально возможное стимулирование экспорта с помощью государства, о необходимости которого постоянно говорит правительство Путина-Фрадкова.
В рамках этой модели государство обеспечивает экспортерам различные экономические льготы, начиная от возврата НДС и кончая прямым государственным финансированием. Иными словами, экспортерам предоставляются прямо и косвенно крупные финансовые средства.
2. Наращивание военных расходов и ассигнований на другие силовые структуры, которые за последние несколько лет увеличились в несколько раз.
3. Предоставление определенным группам предприятий прямых финансовых средств с помощью принятия соответствующих законов. Пример: закон об автогражданке, в соответствии с которым страховые компании получили огромные прибыли.
4. Наличие крупного слоя бюрократии, получающего громадные взятки, общая сумма которых составляет более 30 миллиардов долларов в год.
Таким образом, в российской экономике сложился крупный сектор получателей огромных финансовых ресурсов, которые ему обеспечивает государство.
Но для этого необходимо эти ресурсы взять у других групп населения, в том числе и у определенных слоев предпринимательского сообщества. Они образуют сектор экономики, постоянно подпитывающий сектор получателей ресурсов.
Это на практике и происходит. В частности, для расширения экспорта необходимо не допускать роста издержек. Но в их состав входят издержки на рабочую силу и на социальные нужды. А поскольку материальные затраты в нашей экономике гораздо выше, чем в развитых странах, то дальнейшее стимулирование экспорта предполагает в лучшем случае сдерживание роста уровня жизни, а в худшем – его абсолютное сокращение.
Соответственно, указанное стимулирование предполагает сдерживание развития производства для нужд потребителей и, в частности, деятельности малого и среднего бизнеса, что сейчас и происходит.
Рост военных ассигнований предполагает сдерживание увеличения социальных расходов, которые выросли очень незначительно в бюджете на следующий год. То есть никаких равных и справедливых условий рынка для участников экономической деятельности у нас не существует.
В разосланном потребителям вопроснике об этом не говорится ни слова. И если их авторы действительно намерены обеспечить такие условия, то им следовало бы иметь в виду, что для этого следует вообще отказаться от такого хозяйственного явления, как “государственное управление экономикой”. Ибо такое управление предполагает наличие руководящей и направляющей роли государства в экономике. А это, в свою очередь, приводит к монополии государства, т.е. группы людей, занимающих выборные и назначаемые властные должности при принятии хозяйственных решений.
У таких людей, занимающих монопольные позиции в экономике, меняется сознание. У них появляются убеждение в собственной непогрешимости, желание по собственному усмотрению определять, что следует делать в экономике и убеждение, что они способны достигнуть самых грандиозных хозяйственных результатов, например обеспечить удвоение ВВП или что-нибудь в этом роде. Объективные условия в экономике, не зависящие от воли и сознания людей, их сознание отбрасывает. При таком положении у них появляется настойчивое и непреодолимое желание распределять ресурсы, отбирая их у одних и предоставляя их другим, что сейчас и происходит. Такова природа человека, в соответствии с которой бытие определяет сознание, а не наоборот.
“Равные условия рынка для участников экономической деятельности”, которые собственно, и являются справедливыми, могут существовать объективно лишь в либерально-ориентированной хозяйственной модели ( в чистом виде либеральной экономики быть не может) которая у нас отсутствует.
Для ее создания необходимо принять следующие основные меры:
1. Отказаться от
-стратегии стимулирования экспорта,
-стремления к созданию фантасмогорических экономических проектов вроде формирования “постиндустриального общества”, “экономики знаний” и т.п., которые предполагают активное государственное управление хозяйственными процессами;
- намечаемого резкого повышения налогов на имущество и землю, которые не имеют никакого отношения к собственно налогам, а представляют собой разновидность грабежа населения. От взимания таких налогов необходимо вообще отказаться.
2. Остановить наращивание коммунальных платежей, которые в ряде районов страны превысили 100%.
3. Прекратить государственное расточительство в виде наращивания военных ассигнований и предоставления огромных экономических льгот зарубежным странам, в частности Белоруссии.
4. За счет полученной экономии государственных средств снизить налоги на предприятия.
5. Не менее, чем в 10 раз сократить страховые взносы по автогражданке.
6. Ликвидировать все бюрократические ограничения на малый и средний бизнес.
7. Не допускать слияния предприятий и поглощения одних предприятий другими, что сейчас приобрело крупные масштабы.
8. Не предоставлять никаких льгот каким-либо предприятиям и группам предприятий.
9. Проводить активную антимонопольную политику.
10. Не допускать превышения роста количества денег в обращении над увеличением совокупного производства ( монетаризм в денежно-кредитной политике).
11. Оставить в собственности государства лишь предприятия и отрасли с высокими материальными издержками производства, которые могут быть сокращены лишь в ограниченной степени (угольная промышленность, железные дороги, электроэнергетика и т.п.)
В такой экономической модели основными задачами государства являются предотвращение возникновения любых ситуаций, при которых нарушаются равные условия хозяйственной деятельности и оказание социальной помощи всем в ней нуждающимся.
Указанная модель приведет к следующим основным позитивным социально-экономическим результатам:
1. Возникновению “экономики растущего личного потребления”, ибо свободный от бюрократических препон бизнес, прежде всего малый и средний, начнет активно создавать предприятия по производству потребительских товаров и услуг, которых у нас сейчас на рынке очень мало ( на их производство у нас приходится сейчас всего 32 – 33 % ВВП против 60 –65 % в развитых странах).
В свою очередь это приведет к постоянному росту уровня жизни, показателем которого является объем потребительских товаров и услуг на душу населения. За счет этого можно будет постоянно увеличивать социальные расходы.
2. Постоянному росту эффективности производства за счет конкуренции, в том числе и за счет научно-технического прогресса.
Благосостояние населения и равные условия хозяйственной деятельности обеспечивают максимально крупное на практике экономическое развитие.
В.Г.Головин, к.э.н.
|
|