РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА:
ЧТО нужно ПРЕДПРИНЯТЬ?
Четвертый уже раз на моей предпринимательской памяти утверждается Правительством г.Москвы Комплексная Программа поддержки малого бизнеса, и четвертый раз вызывает она недоумение и вопросы - в какой степени исполнена предыдущая, и что КАЖДЫЙ предприниматель ощутил от ее реализации. Подчеркиваю, не получил, а хотя бы ощутил. Боюсь, что по прежнему, надо констатировать, что малый бизнес выживает только вопреки всем "заботам" общества, и только благодаря особой настырности и выносливости российского гражданина, хлебнувшего радости свободного и независимого труда! А комплексная программа поддержки живет параллельно, сама по себе, и не побоюсь поставить диагноз, и будет таковой особой-отшельницей, пока не будет содержать конкретные направления работы, конечные по материальным затратам и времени, с конкретными адресами приложения. Сейчас же это программа деклараций, почти майских призывов, хотя сами "малые предприниматели" могли бы сразу перечислить множество болевых проблем и конкретных задач, решение которых не так уж сложно, но без которого не будет никакого развития не только МБ, но и гражданского общества в России.
На практике для того, чтобы положительно ответить на первую часть вопроса в заголовке статьи, необходимо (когда-то добавляла - срочно) решить следующие разноплановые, многочисленные, но конкретные задачи, кое-что даже ясно - как, а именно:
- необходимо отменить порочную систему постоянного контроля всех атрибутов рабочего процесса любой коммерческой структуры со стороны администраций всех мастей, и возвратиться, например, к бывшей в Старой России системе объявлений капитала "по совести". Можно вернуть понятия "Гильдийности" и заменить вмененный налог выкупом патента или оплатой гильдийного взноса. Степень гильдийности будет зависеть от объявленного самим предпринимателем объема его капитала и дохода, на который он претендует - именно в этом рациональное звено этого предложения;
- распространить то немногое из полезного (льготная арендная плата для производств, 50-% оплаты госпошлины при лицензировании и льготная оплата семинаров, легкое заявительное оформление при постановке в реестр МП), что в настоящее время работает для малых предприятий г.Москвы, на все предприятия МБ в стране; необходимо отменить всякие документальные подтверждения отнесения малого предприятия (далее МП) к данному типу предприятий, руководствуясь в этом исключительно данными налогового учета;
- ввести систему побудительных стимулов для банков и кредитных организаций, работающих с малым бизнесом; например, поставить в зависимость объем "охваченных" банком МП внутри страны с фактом выдачи генеральной лицензии банку (по работе с валютными потоками, с ежегодным подтверждением в банковской отчетности лицензионного права работы), или поставить в зависимость от объема лизинговых прецедентов факт ежегодного продления лицензии банка;
- срочно внести дополнения в Закон о приватизации государственного и муниципального имущества" (№178 от 21.12.2001): "для арендаторов - предприятий малого бизнеса, стоящих в реестре МБ, безконкурсный принцип выкупа помещений, в которых они работают не менее двух лет; с рассрочкой платежа за выкупаемое помещение не менее, чем на 10 лет, зафиксировав цену нотариально, причем с регрессионным порядком определения цены выкупа, в зависимости от "стажа" работы предприятия на рынке;
- убрать из обихода общения с малым бизнесом понятие "Продажа прав аренды";
- существенно упростить процедуру пролонгации аренды, введя заявительный принцип;
- необходимо создать реальную базу данных, выверяемую и дополняемую еженедельно, помещений под работу МП, необходимо разработать систему мотивов для госструктур и собственников, стимулирующую их отдавать свои помещения МП, например, снижая, а не повышая, им размер арендных или коммунальных платежей на оставшиеся у них помещения;
- ввести дополнения в таможенных кодекс, определяющие облегченный механизм оформления документов для МП, ввозящих технологическое производственное оборудование и запчасти к нему, не имеющее аналогов в России;
- для всех предпринимателей ввести один обобщенный налог, оплачиваемый по факту работы, объемом не более 13-15% от прибыли, как разности всех доходов предприятия за вычетом всех расходов, при этом предприниматель должен уплачивать налоги одним платежом в один адрес!
- вменить в обязанность налоговым инспекциям самим рассылать по разным инстанциям все необходимые налоговые платежи;
- предоставить возможность любым (и малым, и крупным) предпринимателям с уведомлением налоговой инспекции, оплачивать налоги целевым образом в социальные заведения; вывести из-под налогообложения любые доходы, направленные на решения социальных задач, улучшение социально-бытовых, образовательных и оздоровительных мероприятий, как вне, так и внутри предприятия,
- возвратить льготы по НДС для МП по налогообложению ввозимого технологического оборудования даже при наличии отечественных аналогов, снизить время обязательной эксплуатации ввезенного технологического оборудования до одного года,
- ввести в систему налоговые поощрения для тех малых предприятий, кто работает более 3-х лет и не уменьшает своих рабочих мест;
- отменить все налоги для адресно благотворящих предприятий в сторону детей, помощи сирым, больным, убогим, бедным, малооплачиваемым пенсионерам и больным, независимо от наличия всякого рода паспортов благотворительности;
- ввести изменения в закон о благотворительности, отменив всякие ограничения по объему благотворительности,
- внедрить систему бесплатной информационной поддержки, бесплатной подготовки и переподготовки кадров, бесплатного переобучения руководства МП международным стандартам бух- и налоговой отчетности;
- обязательность сертифицирования продукции должна быть бесплатной;
- участие в гос- и городских программах, как и участие в разного рода тендерах для МП, возможно только при условии их бесплатности и гласности, прозрачности условий и отсутствия лоббирования "своим",
- механизм аммортизации должен быть дополнен возможностью списанное оборудование самостоятельно отремонтировать и далее использовать на предприятии как забалансовые средства; ввести в практику реальных денежных зачетов заявительным образом в коммунальных и арендных платежах городу расходы предпринимателя, подтвержденные в учете, на любое улучшение имущества, в том числе любое проведение ремонтных работ, и средств производства, которыми он пользуется.
- упростить систему согласования на проведения ремонта и оправданных производственными необходимостями перепланировок, придать им заявительный характер, с последующим зачетом расходов в коммунальных и эксплуатационных платежах, выверить еще раз типовые договора на коммунальные и эксплуатационные услуги и ввести более строгую ответственность за нарушения этих форм руководителями соответствующих служб.
- по лизингу - прекрасный механизм нуждается в хороших описаниях его возможностей, гласности и доступности информации;
- снижение затрат малого предпринимателя лежит в механизме упрощения оформления документов и уменьшения их количества;
- ввести со дня ХХ систему добровольного закрытия фирм по заявлению ее собственников без проверок в случае "нулевых" балансовых отчетов за последний год;
- необходимы два новых закона: об ответственности госслужащих и должностных лиц за действие и/или бездействие и закон о бесхозяйственности;
- без каких либо условий необходимо оценивать минимально арендные платежи для всех общественных организаций, ведущих работу просветительского, оздоровительного, культурного и благотворительного характера;
Программа подобных конкретных задач выкладывается на сайт МКО уже с 1999г., передана не один раз многим депутатам, доступна ВСЕМ, но ни разу ни один орган поддержки МБ при разработке комплексных программ ни заглянул в наши предложения, а жаль...
Власова Т.М.
|