СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ.
Опять сентябрь! Проводив детей в школу, совершим небольшой экскурс в недалекое прошлое.
В конце XIX века в России состоялась первая всеобщая перепись населения, проходившая 28 января 1897 г. Она выявила тот факт, что процент грамотного населения не превышал 21,1%, при общем числе охваченных переписью 125 640 000 чел. При этом только 1,1% населения имел образование выше начального, т.е. 1,3 млн. человек, остальные имели начальное образование или были безграмотны. Ситуация изменилась в лучшую сторону уже к 1914 году, за счет повсеместно открытых школ и училищ для детей и взрослых при многочисленных предприятиях текстильной, машиностроительной, керамической и других отраслей промышленности. Российские предприниматели озаботились воспитанием грамотных и квалифицированных рабочих для своих заводов и фабрик. Широко развитая социальная работа по улучшению условий труда и быта рабочих, замечательным образом сочеталась с культурно-просветительской деятельностью, включающей открытие народных библиотек, чайных, проповедующих трезвый образ жизни, создание не только театров, хоров, но и футбольных команд. Эта работа плохо освещалась статистическим управлением, поэтому не отражено количество населения, охваченного этими формами обучения.
Пришедшее к власти в 1917 г., большевистское правительство было "весьма обеспокоено" проблемами образования граждан. Громадное количество образованных людей покинули страну, оставшаяся интеллигенция в большинстве своем не хотела сотрудничать с новым режимом. Поставленная Лениным задача сделать "каждую кухарку способной управлять государством", оказалась, мягко говоря, трудно выполнимой. Люди, пришедшие во власть и возглавившие министерства и наркоматы, чаще всего "не оканчивали университетов" и, страдая манией величия, издавали абсурдные приказы и распоряжения.
Марксистская идеология была провозглашена государственной, большевики решительно настроились провести "революцию в умах". А это возможно лишь при условии всеобщей грамотности, чтобы каждый гражданин нового государства смог прочесть главные лозунги и призывы ВКП(б).
По данным переписи 1920 г. по РСФСР насчитывалось 17 млн. неграмотных. Их необходимо было научить элементарной грамоте, и 26 декабря 1919 г. СНК принимает декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". Основной целью декрета являлось обязательное обучение граждан в возрасте от 8 до 50 лет, чтобы предоставить им возможность "сознательно участвовать" в политической жизни страны. Создается целый ряд структур, в том числе Народный комиссариат Просвещения, а при нем отдел внешкольного образования по ликвидации неграмотности. С 19 июня 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности под руководством И. Брихнева, а в 1923 г. возникло общество "Долой неграмотность!" под председательством М.И.Калинина. Специздательство этого общества печатало буквари, а также учебные пособия и методические руководства, в которых указывалось, что в учебниках следует проводить линию "на максимальное отражение в учебном материале по ликвидации неграмотности текущих лозунгов Советской власти в области государственного и хозяйственного строительства" (из постановления XI Всероссийского съезда Советов, 1924 г.)
Прощайте, замечательные сытинские буквари с нравоучительными сказками Льва Толстого, которых в период с 1901 по 1910 г. было выпущено 14 млн. штук. Отныне малыши и взрослые будут учиться грамоте по политизированным букварям, отражающим генеральную линию партии. И к 1927 году, безграмотность будет побеждена, о чем мечтал отрапортовать Луначарский к 10-летию советской власти. Однако к 1927 г. удалось создать лишь 50 тысяч начальных школ, в то время как до революции на значительно меньшее количество жителей их приходилось 62 тысячи.
Планам Луначарского не дано было осуществиться в столь сжатые сроки. Как гласит русская пословица - "Голодное брюхо к ученью глухо". А годы гражданской войны и разрухи поставили беднейшие слои населения России на грань выживания. Крестьянское население в тисках продналога и продразверстки с горечью думало о завтрашнем дне, собирало последние крохи, чтобы накормить голодных детей. Не до учебы было людям, не оправдали они надежд и А.М.Горького, который считал, что народные массы к декрету о ликвидации неграмотности "должны отнестись с полной готовностью и духовно прозреть". В итоге, в 1937г. в "Известиях" от 16 ноября опубликованы статистические данные: "…из многих школ поступают сведения о поразительной неграмотности учеников. Неспособных учеников особенно много в новых школах, до 75 %. В Москве 64 тысячи учащихся обязаны пройти повторное обучение, в Ленинграде 52 тысячи, и 1500 учащихся оставлены на третий год". Не лучше обстояли дела в регионах, так, например: "В Баку количество учащихся, не справляющихся с программой, возросло с 20 до 45 тысяч, а национальных учащихся с 7 до 21 тысячи". ("Бакинский рабочий" от 15 января 1937 г.)
Школа испытывала острую нужду в учебниках, те же, которые имелись, изобиловали ошибками, ими нельзя было пользоваться. Имели место и задержки выплаты зарплаты учителям. Как видно это бич не только 21 века. Реформировалось не только обязательное начальное и среднее образование, но и высшее. Для этого создавались рабфаки, на которых обучались мобилизованные по партийному призыву крестьяне "от сохи" и рабочие "от станка". Вот как об этом пишет В.Вернадский в письме И.Петрункевичу в эмиграцию в сентябре 1923 г.:
"Идет окончательный разгром высших школ: подбор студентов -рабфаковцев, которые проводят время в коммунистических клубах. У них нет общего образования, и клубная пропаганда им кажется истиной. Уровень требований понижен до чрезвычайности". И немудрено, т.к. 2 августа 1918 г. вышло Постановление "О преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства" и декрет "О правилах приема в ВУЗы РСФСР", в котором говорилось: "Каждое лицо, независимо от гражданства, и пола, достигшее 16 лет, может вступить в число слушателей любого высшего учебного заведения, без предоставления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней, или какой-либо школы".
На ликвидацию неграмотности в дальние районы посылались люди с университетским образованием, и как пишет А.И.Солженицын, командировка Наркомпроса на ликвидацию неграмотности часто оказывалась завуалированной формой ссылки неугодных в Москве интеллигентов. Начиналось время повсеместных репрессий, которые коснулись всех слоев населения, особенно интеллигенции.
В настоящее время почти при всеобщей грамотности, редко доводится встретить действительно грамотных и воспитанных людей. Приятным исключением становятся такие коллективы, как Московское Купеческое Общество, в котором объединились потомки ушедших навсегда поколений: купцов, предпринимателей, деятелей образования и культуры и т.д.
|
|