II. ВЛАСТЬ КОММУНИСТОВ: РЕПРЕССИИ ПРОТИВ КУЛЬТУРЫ.(Продолжение темы.Начало в № 9 I. Состояние образования в России на рубеже XIX-XX веков)
С первых лет существования новой власти правительство проводило широкомасштабную репрессивную политику по отношению к инакомыслящим. Эта политика, включала не только подавление Кронштадского мятежа, расстрел царской семьи, подавление ярославского и тамбовского восстаний, но и постановления и декреты, направленные против культуры и её носителей.
В частности, были изданы следующие декреты:
- "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" 11.11.1917 г.,
- Постановление "О преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства" 2. 08. 1918 г.
- "О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях" 26.11.1918г.
- "О порядке реквизиции библиотек, книжных магазинов, складов книг и книг вообще", 26.11.18г.
- "О национализации нотных музыкальных магазинов, складов нотопечатен и нотоиздательств" 19.12.18 г.
- "Постановление СНК "О национализации художественных собраний И.А.Морозова, А.В. Морозова, И.С. Остроухова", 19.12.18 г.
- "Об отмене права частной собственности на архивы умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях" 29.07. 1919 г.
- "О национализации "Дома Льва Толстого в Москве"" 6.04.1920 г.
- Постановление СНК "О национализации музея им. Н.Г.Чернышевского в г. Саратове" 17. 09. 1920 г.
- Постановление СНК "О сборе и продаже за границей антикварных вещей" 26. 10.20 г.
- "О национализации усадьбы Ясная Поляна" 8.08.1921 г.
На первый взгляд, названия их звучат не так уж зловеще, но за каждым кроются огромные потери не только для собственников противоправно отнятого имущества, но и для всего народа, чьим именем большевики нагло прикрывались, осуществляя экспроприацию. Миллионы книг были уничтожены, остальные были свалены в сырые подвалы, и более никогда не были кем-либо прочитаны. Картины и эскизы великих русских мастеров хранились все 80 лет советской власти в запасниках и никогда не выставлялись, так великолепная коллекция С.И.Зимина, содержащая работы Серова, Врубеля, и других художников, сегодня благополучно догнивает в запасниках Бахрушинского музея.
Вышеперечисленные декреты действовали деморализующе на тех интеллигентных людей, которые по разным причинам не эмигрировали из страны после октября 1917г. Одни из них не верили, что советская власть продержится долго, и потому остались, другие не успели выехать. Но были и такие патриоты, которые ни при каких обстоятельствах не хотели порывать с родиной. Российская интеллигенция, известная в мире своей высокой духовностью, теперь должна была мириться с насильственным внедрением партийных норм понимания культуры, моноидеологизацией духовной жизни.
Власть жестоко подавляла всякое инакомыслие, и поэтому она особо подозрительно относилась к интеллигенции, видела в ней оплот идейного и духовного сопротивления. Репрессии, которые применялись к отдельным людям и группам населения в первые годы правления советов, приняли массовый характер в 1922 г, после издания декрета ВЦИК от 10 августа "Об административной высылке". Этот декрет стал юридической основой для высылки части оппозиционно настроенной интеллигенции, в северные губернии, а также высылки за пределы России более 200 ученых.
Выдворение из страны цвета русской интеллигенции готовилось в обстановке строжайшей секретности. Ленин боялся, что преждевременная огласка намеченных репрессий приведет к выступлениям международной общественности. Понуждая ГПУ и Сталина быстрее составить список неугодных режиму, он распорядился: "Арестовать несколько сот и, без объявления мотивов - выезжайте, господа!... Очистим Россию надолго. Всех их вон из России!" Осенью 1922 г. от причалов Петроградского порта отошли 2 парохода: "Обербургермейстер Хакен" и "Пруссия". Общее число депортированных составляло более двухсот человек. В числе высланных были ученые и деятели литературы и искусства: Бердяев Николай Александрович, философ, ставший в 1947 г. доктором теологии Кембриджского университета; Булгаков Сергей Николаевич, доктор философии, преподавал в Праге и Париже; Ильин Иван Александрович, доктор государственного права, философ и литературный критик, преподававший в Германии и Франции; Карсавин Лев Платонович, профессор Петроградского Богословского института, вернувшийся в Вильнюс, после 2-ой мировой войны (в 1949 г) был вновь арестован и скончался в ГУЛАГе; Кизеветтер Александр Александрович, профессор Московского университета, магистр истории, профессор Пражского университета; Лосский Николай Онуфриевич, профессор Петроградского университета, автор "Истории русской философии", изданной в 1951 г. в Нью-Йорке; Сорокин Питирим Александрович - социолог, жил и работал в США, оценен научным мировым сообществом, как сделавший "решительный поворот в истории социальной мысли"; Осоргин Михаил, писатель, в т.ч. автор многочисленных детских книг, публицист, журналист, жил в Германии, преподавал в Италии и Франции, автор ставшей афоризмом признания (1906г.) "трудно отличить революционера от хулигана"; Берберова Нина Николаевна, поэт и прозаик, литературный критик, почетный доктор Миддлбери Колледжа и Йельского университета; Изгоев Александр Соломонович, публицист, и целая группа оппозиционно настроенных представителей отечественной интеллигенции.
Сообщение о высылке, опубликованное в "Правде" 31 августа 1922 г. называлось "Первое предостережение". В нем говорилось: "По постановлению Государственного политического управления наиболее активные контрреволюционные элементы из среды профессоров, врачей, агрономов, литераторов высланы в северные губернии, часть за границу… Высылка активных контрреволюционных элементов из буржуазной интеллигенции является первым предостережением советской власти к этим слоям". Эмигранты подписывали бумагу об административной высылке по постановлению ГПУ с указанием, что в случае возвращения в страну без разрешения они будут расстреляны. Эта впечатляющая деталь введена была по прямому указанию Ленина. Высылка отражала отторжение режимом интеллигенции, отрицание разума и нравственности в пользу демагогии и наступления, по выражению Н.Бердяева, "катакомбного периода" российской культуры.
Для страны, находящейся в тяжелейшем экономическом положении, было непозволительной, с точки зрения здравомыслящего человека, тратой израсходовать на отправку 2-х пароходов с высылаемыми 50 миллиардов рублей. Однако, правительство, не имеющее денег на образование, медицину, продовольственное обеспечение голодающих регионов, посчитало возможным ассигновать эту сумму на высылку "опасных интеллигентов" за границу в сопровождении конвоя ГПУ. Страна лишилась гражданской поддержки наиболее активной части интеллигенции. Творческие личности нашли применение своим способностям в разных странах, но для России, на долгие годы остававшейся за железным занавесом, их знания и опыт были недосягаемы. Лишь спустя 60-65 лет начали публиковаться их работы и произведения в нашей стране, но знакомились с ними уже следующие поколения. Те деятели науки, литературы и культуры, которые остались в России, в разные годы подвергались репрессиям и высылкам, многие из них скончались в ГУЛАГе.
Церковь понесла невосполнимые потери в годы тоталитаризма. Декретом от 20 января 1918 г., который назывался "О свободе совести, церковных и религиозных обществ" церковь была отделена от государства. Большевики поняли этот декрет, как разрешение на свободу от совести. Соответственно и действовали, уничтожая церковную собственность и сами церкви. В Москве из 600 действующих храмов осталось 100. Не меньшие потери понесли все без исключения религиозные конфессии страны. Согласно некоторым западным источникам, в период с 1918 по 1930 г.г. погибли 42 тысячи православных священнослужителей. Было разрушено и закрыто огромное количество монастырей, существовавших на территории страны с 12-14 веков.
Печальная участь постигла художественное наследие наших предков: рачительно оберегаемые в храмах и монастырях редкие иконы и церковная утварь, картины и раритеты русских и зарубежных художников, сохраняемые в частных коллекциях, шедевры ювелирного искусства, собираемые российскими коллекционерами, все это подверглось разграблению, внесудебным конфискациям. Крупнейшие собрания картин были национализированы по декретам. Более скромные разграбили или свезли в ГОХРАН, часть передали музеям, которые из-за недостатка выставочных площадей хранили раритеты в запасниках, и никогда не выставляли их на обозрение тому самому народу, для которого были изъяты у собственников.
Советская власть распродавала по дешевке за рубеж и внутри страны драгоценности и предметы искусства через закрытые комиссионные магазины. По воспоминаниям искусствоведа Семена Валькинштейна "Потери были колоссальными и невосполнимыми. Из коллекции Эрмитажа проданы картины "Польский гетман" и "Девушка с метлой" Рембрандта, "Портрет Изабеллы Брант" Рубенса, "Мадонна Альба" Рафаэля, "Портрет фламандки" Ван Дейка, "Портрет жены художника" Сезанна", "Ночное кафе в Арле" Ван Гога и т.д. При этом шедевры продавались за бесценок, в разы дешевле их рыночной стоимости: "Христос и самаритянка" Рембранта ушли за 49 980 $, "Адам и Ева" Лукаса Кранаха - за 11 186$, "Аллегория вечности" Рубенса за 14 280$...Не меньший ущерб был нанесен редким книгам. Уплыли за рубеж "Синайский кодекс", древнейшая греческая рукопись Нового Завета, и средневековый Коран шаха Аббаса. Личная библиотека Николая II, включающая 1700 томов, пополнила библиотеку конгресса США".
Деньги, ассигнованные для "мировой революции", разворовывались налево и направо, картины продавались за рубеж по смехотворным ценам, бриллианты отпускались из ГОХРАНа по запискам Наркоматов. Так социалиста Пеккала, который собирался выехать в Лондон по секретному заданию коммунистов, финансировал видный деятель КОМИНТЕРНа Отто Куусинен. Из воспоминаний Айно Куусинен: "Он вынул из жилетного кармана 4 больших бриллианта, и сказал: " Каждый стоит 4 тысячи…На дорожные расходы", - пояснил Куусинен, протянув бриллианты госпоже Пеккала." За период с 1928 по 1933 год из страны были вывезены 6 тысяч тонн картин, редких книг и ювелирных изделий.
Уничтожение архитектурных памятников было поставлено на поток декретом "О памятниках республики". Он гласил: "Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг, и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию". Списки памятников, подлежащих демонтажу, составлялись комиссией, в которую входили представители Наркомпроса. Вместо снесенных предлагалось установить памятники вождям международного революционного движения.
В Советском Союзе долгое время не переиздавались многие работы классиков литературы и философии. Писатели: Марк Алданов, Леонид Андреев, Константин Бальмонт, Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Евгений Замятин, Александр Куприн, Владислав Ходасевич, Марина Цветаева, Владимир Набоков, Дмитрий Мережковский, Иван Шмелев, и многие, многие другие, многие годы не были представлены в отечественных изданиях. Ученые: Николай Бердяев, Сергей Булгаков и ряд других, нашли своих читателей за рубежом, их работы были переведены на все европейские языки.
Такая политика государства привела к тому, что выросло поколение людей, не знающих своего реального прошлого, и потому живущих одним днем. Эти люди в 1991 г. начали строить новую Россию "с чистого листа", полностью отрекшись от многовековой истории страны и опыта предков. Но то, что построено на песке, весьма недолговечно, и многим поколениям еще придется потрудиться для превращения России в подлинно демократическое государство, что невозможно сделать без соответствующего покаяния и реституции собственнических прав.
О.Штурм.
|
|