На первую страницу  

НАЗАД В БУДУЩЕЕ, ИЛИ ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ САЛОННОЙ КУЛЬТУРЫ - К ВОЗРОЖДЕНИЮ МЕЦЕНАТСТВА



   История российского предпринимательства и меценатства чрезвычайно интересна. О подвижничестве русских меценатов свидетельствуют многие памятники культуры, известные всему миру и представляющие славу нашей страны. Среди них знаменитая Третьяковская галерея, собрания западной живописи Морозова, Московский художественный театр, аэродинамическая лаборатория Рябушинского, издательство Солдатенкова, Училище технического рисования в Петербурге, созданное на средства Штиглица, прекрасные здания магазинов братьев Елисеевых в Москве, Петербурге и Киеве, Театральный музей в Москве, который носит имя его создателя Бахрушина, и многие другие. Как в центральных, так и в провинциальных городах России можно найти множество свидетельств проявления благотворительности и меценатства, известных и забытых.

   История меценатства неразрывно связана с клубной и салонной культурой России: в салонах и клубах художники, поэты, драматурги могли заявить о себе, представить новое произведение, услышать критику в свой адрес или заручиться поддержкой влиятельных людей. Сегодня, когда в России вновь появились богатые ценители прекрасного, салонная культура получает новый импульс для развития, возрождаются старые традиции и идет поиск новых форм интеллектуальной салонной жизни.



   Нам удалось побывать в одном из интеллектуальных клубов Москвы, куда нас пригласил автор проекта "КИНО.пресс-клуб" журналист Валерий Сенкевич. Клуб изначально задумывался им для знакомства избранной аудитории с откровениями начинающих кинорежиссеров. Теперь здесь продолжают показывать и обсуждать новое и пока малоизвестное кино, но клуб принимает и начинающих поэтов, и композиторов, и художников, и певцов. Интеллектуально-поэтическая атмосфера привлекла внимание и московских меценатов: начались совместные проекты "Кино-пресс"к луба с Московским купеческим обществом.


"Мы хотим объединить традиции русского купечества с современным бизнесом.




   Московское купеческое общество существует давно, его история начинается с дореволюционных времен, - рассказывает один из членов Московского купеческого общества Александра Ширинская. - Пятнадцать лет назад оно было возрождено. Возле метро "Преображенская площадь" у нас есть клуб. Каждый месяц мы проводим салоны, на которых выступают артисты, певцы, музыканты. У нас есть страница о потомках знаменитых купеческих родов, и всякий раз один из представителей купечества рассказывает предания своего семейства".



   Потомки купеческих родов, по словам Александры Ширинской, теперь, в основном, - интеллигенция. Предпринимателей среди них мало. Тем не менее, это носители очень глубокой исторической традиции, и мы хотим объединить культурные, духовные, предпринимательские основы русского купечества с современным бизнесом. Хотим, чтобы произошло возрождение подлинного искусства. Мы хотим помогать молодым и талантливым людям трудиться для России.



"Хочется сохранить себя для Бога"


    Владимир Шпагин, кинокритик и киновед, объективно оценивает ситуацию, в которой оказалось сегодня искусство: "Дорогие друзья, сегодня вы живете в совершенно замкнутом, целлофановом, гламурном мире! В мире, который не имеет никакого отношения ни к реальности, ни к социуму, ни к проблемам россиян. Это рейтинговый мир, основанный на замечательном внутреннем договоре между продюсером, режиссером и зрителем по созданию "одноразовых презервативов" нового "искусства". И это касается не только эстрады, которая выродилась, это касается и кинематографа: даже "Кинотавр" вынужден брать гламурные произведения для массовой аудитории. Снимается огромное количество картин, но художественных произведений среди них нет. Появляются лишь перепевки старого. Мы пришли к глубочайшему кризису в культуре. Мы шли за желанием зрителя, слушателя, массовой аудитории, и в итоге вымерла эстрада и вымерло кино.


   По мнению Александра Шпагина, настоящее искусство сейчас ушло в "подполье". Только там можно найти и настоящую элиту. Клуб, открытый Валерием Сенкевичем, по словам Шпагина, - это результат подвижничества, ничего более. "Начато совершенно уникальное движение, такого не существует ни в России, ни за рубежом. На сегодняшний день это почти исчезнувшая культура. Желание открыть неизвестные таланты и показать людям!

   Телевидение, журналы, Интернет - все охватила глянцевая клубная жизнь современной Москвы. "В начале 21 века салон под названием "Гламур" победил, - резюмирует кинокритик. - Но это салон не элиты, это салон "новых русских", массового сознания, которое попыталось выйти в формы элиты и все равно осталось массовым. Со свиным рылом в калашный ряд - так это называется.

   Шпагин иронично предостерегает: "Если сегодня двигаться вместе с антикультурой, то можно в итоге прийти к духовным баракам, которые прежде всего могут возникнуть в наших душах. А этого не хочется. Хочется сохранить себя для Бога, чтобы после смерти выйти на прямой диалог с ним, чтобы он не сказал нам: "Какие же вы, ребята, "сволочи"".



   "Настоящий интеллектуальный клуб всегда допускает и свободную умную мысль, и свободу творчества. Свобода начинается с иронии. Ирония и самоирония допускает карикатуру" - . Николай Рачков, художник-моменталист и карикатурист, не позволяет посетителям клуба уйти в нездоровое самолюбование и приучает их иронично смотреть прежде всего на самих себя.

   А я здесь в роли "розы в прическе", если можно так сказать, - говорит художник. - Люди приходят, им демонстрируют фильмы, а я в момент их просмотра фильма или в момент дискуссии о судьбах искусства набрасываю на листочке портрет. Заканчивается просмотр, и я довожу зрителей и ораторов до полушокового состояния, когда раздаю листочки с их изображениями.



"Нужно быть образованным человеком, чтобы знать, что делать с деньгами, свалившимися на вас"




   "Современному предпринимателю, чтобы работать и управлять персоналом и чтобы правильно тратить деньги, нужно хорошее образование", - утверждает основатель Московского купеческого клуба, предприниматель Алексей Жарков.



"Не обязательно прыгать с парашютом, чтобы почувствовать себя счастливым. Можно быть меценатом"


   - Мы организовали "Купеческий клуб", чтобы люди встречались, обменивались информацией, - продолжает рассказ Алексей Жарков. - Человек хочет счастья. В нашем распоряжении для счастья - только мгновение. Только короткий миг человек бывает счастлив. Все подъемы на Эвересты, прыжки с парашюта - все ради одного мгновения. К каждому такому мгновению нужно порой готовиться годы. А мы находимся здесь, и нам не обязательно прыгать с парашютом, чтобы почувствовать себя счастливым. Можно быть меценатом и снимать фильмы.

   Вот у меня лежит папка. В ней фильмы очень талантливого молодого человека. У него получается запечатлеть мгновение, потому что он снимает свои фильмы "из присутствия", из состояния "здесь и сейчас". Поэтому они завораживают".

   Идея купеческого клуба родилась год назад у Алексея Жаркова и Валерия Воронина. Задача клуба - познакомить молодых бизнесменов с традициями русского купечества, кодексом чести купца.

   - Раньше купеческое слово значило все, - утверждает Алексей. - Сейчас американцы придумали массы всяких договоров, преддоговоров, договоров о намерении. Изначально люди ставятся друг против друга и изначально говорится о недоверии. Люди подозревают, что их обманут. А у нас-то ведь были другие традиции, и деньги тогда никто не вывозил за рубеж. Все вкладывалось в Россию. Поэтому у нас был расцвет нации и нашей культуры. Ведь только Санкт-Петербург построили Романовы, а все остальное в России построено на купеческие деньги: особняки, сады, больницы, приюты.

   Председатель нашего клуба - Николай Васильевич Солдатенков - внук Солдатенкова, который построил Боткинскую больницу и Текстильный институт. Он живет в Париже, но Владимир Путин присвоил ему российское гражданство. Мы хотим сделать его председателем Международного купеческого клуба. Тут есть и корни, и история, есть интеллект, есть желание.

   Каждый месяц мы проводили в нашем клубе встречи. Собирали молодых бизнесменов и потомков родов купеческих. Я вложил много труда и денег. Ждем результатов. Это эволюционный процесс, однажды он в нашей стране был сломан Совдепией. На сегодняшний день клуб как сообщество интересов не состоялся. Не научились люди раскрываться и доверять друг другу. Нет еще доверия. Может быть, это закономерно - столько было лжи в прошлой эпохе.

   Возможно, результаты появятся не так скоро, как хотелось бы. Раньше ведь тоже начинали дело деды, их сыновья его продолжали и развивали, и только внуки могли становиться меценатами.

   Материал подготовила Наталья Тугаринова, размещен на сайте "Информационно-дискуссионный портал "Справедливо - онлайн"

Фото: Андрей Журавлев