"НАДО РАЗВИВАТЬ ВНУТРЕННИЙ РЫНОК"


С таким призывом выступил председатель совета директоров группы компаний "Инвестконсалт" Александр Погорельский в интервью журналу "Новое время" (№ 51, 2004 г.). И не просто развивать, а делать это усилиями собственных производителей. "Иностранные инвесторы… активно вкладывают во все, что покупается населением, - указывает А.Погорельский.- Они делают то, что должны делать мы сами". Требования о развитии у нас внутреннего рынка - большая редкость в средствах массовой информации. Главное внимание они уделяют совсем иной теме - созданию волшебной палочки, призванной превратить Россию в нечто прекрасное, по поводу чего рассказывают чудеса.



Сказка о техническом прогрессе

  Авторы многочисленных статей и выступлений на экономические темы сетуют по поводу того, что Россия "сидит на нефтяной игле". Они тратят массу энергии на решительные требования о немедленном расширении экспорта всего остального, что имеется в нашей стране. А призывы к развитию за счет государства, т.е. налогоплательщиков, т.н. "передовой техники", которую также предлагается вывозить за кордон, превратились в манию, завладевшую сознанием почти всех экономистов и политиков, придерживающихся самых различных идеологических взглядов. Они с великим упоением рассказывают нам сказку о том, что стоит только усеять всю страну т.н. "технопарками", которые уже начало создавать правительство, как Россия расцветет, словно пышное тропическое растение.
  АУвлечение подобными сказками - одна из прочных традиций России. При коммунистах нас тешили величественными идеями о достижении мирового превосходства по добыче чугуна и стали, о выращивании кукурузы на острове Врангеля и о строительстве коммунизма. Между тем, развитие "передовой техники" и "высоких технологий" отнюдь не является определяющим средством экономического прогресса, а также повышения уровня и качества жизни населения.
  АВ докладе ООН "Human development report" к числу самых высокотехнологичных стран в мире отнесены Финляндия, США, Швеция, Япония, Южная Корея. Голландия, Великобритания, Канада, Австралия и Сингапур ("Газета", 13.01.2005г.). Однако по уровню экономического развития они особо не выделяются среди остальных развитых государств. Согласно подсчетам экспертов лондонского журнала "Экономист", на первом месте в мире по объему валового внутреннего продукта на душу населения, исчисленного по так называемому паритету покупательной способности валют, находится, отсутствующий в указанном списке Люксембург - 54, 7 тыс. долл. ("Экономика и жизнь", № 2, 2005 г.). США занимают второе место - 41, 5 тыс. долл. За ними следуют Норвегияи Ирландия - соответственно 39,6 и 36,8 тыс. долл. А "высокотехнологичный лидер" Финляндия с ее 29,6 тыс. долл. отстает от многих государств, не замеченных в особом пристрастии к развитию "передовой техники" - Швейцарии - 33,6 тыс. долл., Дании - 32,5 тыс. долл. и Франции - 30,6 тыс. долл. Но гораздо важнее тот факт, что "передовая техника" и "высокие технологии" отнюдь не спасают от экономических неурядиц. США сейчас вползают в серьезный хозяйственный кризис, ибо эффективность хозяйства этой страны падает. Об этом свидетельствуют громадный дефицит внешнеторгового баланса и возрастающая продолжительность рабочего времени. Япония только-только начала выходить из затяжного хозяйственного спада, который начался в 1998 г. Дело в том, что область "передовой техники" и "высоких технологий", о которых у нас столько разговоров, включает очень небольшое количество технологических сфер: электронные приборы, программ ное обеспечение, космическое и атомное оборудование, биотехнологию, кристаллографию, генную инженерию, фармацевтику и еще немногое другое. Между тем, общее количество технических устройств и технологических методов в экономике составляет многие миллионы, и каждое из них играет не менее важную роль в разнообразных производственных процессах, чем все указанные выше сферы. Разводной ключ при ремонте автомобиля не менее важен, чем компьютер для проектирования машин и оборудования. А кухонный нож при разделке мяса в ресторане нельзя заменить самыми грандиозными достижениями в кристаллографии. На практике никакой "передовой техники" не существует: каждое техническое устройство применимо к своему месту и не может быть заменено другим. Поэтому все рассуждения, что " передовая техника" способна обеспечить достижение неких сияющих высот в экономике какой-нибудь страны, в том числе слаборазвитой - не что иное, как прекраснодушные мечтания.
  АУ нас много говорят, например, о неких грандиозных достижениях в развитии передовой техники в Индии и Китае. Однако их польза для экономики весьма ограничена. В Индии имеются целые города, жители которых занимаются разработкой программного обеспечения, которое затем продается за границу. Однако его общий экспорт составляет всего 12 миллиардов долларов в год и не играет сколько-нибудь существенной роли в хозяйственном развитии. Подавляющее большинство населения этой страны живет в условиях нищеты, которую не способно одолеть никакое программное обеспечение: используемую индийскими крестьянами примитивную мотыгу для обработки земли не могут заменить сложнейшие диаграммы на компьютерном экране. О Китае у нас распространяются еще более красочные легенды, самой известной является утверждение о необычайно быстрых темпах роста экономики - поряд ка 8 - 10 % в год. Однако на практике такие темпы - это не более чем откровенные приписки в китайской официальной статистике. Согласно объективным оценкам ряда зарубежных экономистов, эти темпы в нынешнем тысячелетии не превышают 2- 4 %. В Китае насчитывае тся около 300 миллионов безработных, подавляющее большинство жителей деревни живет в бедности, практически отсутствует социальное обеспечение, а право на весьма непродолжительный отпуск имеют только работники государственного сектора. Ярые сторонники развития у нас "передовой техники", которую надо развивать с помощью государства, не говорят о том, что оно обеспечит рост уровня жизни всего российского населения. И правильно делают: эта техника сделает богаче только тех, кто будет ею заниматься. А рост уровня жизни будет достигнут преимущественно при развитии внутреннего рынка.
  АРынок для массового потребителя
  АЛюбопытная вещь: участники всех дискуссий об уровне жизни совершено не говорят о том, что это такое. Между тем, значение такого термина весьма простое: это объем товаров и услуг на душу населения, выпускаемых предприятиями потребительского сектора - сельского хозяйства, легкой, пищевой, мебельной, обувной и другими подобными отраслями, а также поставка в страну соответствующих импортных изделий. Доставшийся нам в наследство от коммунистов потребительский сектор весьма жалок по объему: как указывал российский экономист Э. Козлов, на предметы личного потребления в Советском Союзе приходилось всего около 25 % национального дохода, который на несколько процен тных пунктов меньше ВВП ("Российская газета", 31. 03. 1992 г.). Это было следствием милитаристского психоза коммунистов, которые превратили экономику в громадный военный завод. В развитых странах такого психоза не было и в помине, и поэтому личное потребле ние составляет в там в среднем 60 %. Е.Гайдар сильно подсократил военные ассигнования, однако расширить потребительский сектор, как ему, так и его сменщикам на посту премьера, не удалось: в экономике возобладало стремление вывозить за границу как можно больше всего, что производится. Произошла, правда, техническая модернизация очень многих предприятий потребительского сектора, но этим все и ограничилось. И вот что мы имеем сейчас: до сих пор в России на одного жителя магазинов приходится в 6 раз меньше, чем в Европе("Русский курьер", 19. 08. 2003 г.). И это с учетом огромного объема поступающих в страну импортных товаров. Развитие производства на имеющихся предприятиях потребительского сектора почти достигло предела. Согласно расчетам Института экономики переходного периода, свободные производственные мощности на промышленных предприятиях составляют всего 6 % от общего объема таких мощностей ("Экономика и жизнь", №2, 2005 г.). Следовательно, для роста уровня жизни населения необходимо в первую очередь создавать новые предприятия в указанном секторе.
  АНаилучший способ достижения такой цели - предоставление полной свободы малому и среднему бизнесу. Это приведет к массированному возникновению новых предприятий в потребительском секторе: бизнесмены будут стремиться выпускать то, за чем люди ходят в магазины. Подобный процесс уже начался в тех немногих районах, где малый бизнес несколько потеснил бюрократию, в частности в Оренбурге, о чем в прошлом номере писала наша газета. А конкуренция в потребительском секторе и в смежных с ним отраслях обеспечит научно-технический прогресс, причем не в немногих сферах, а повсеместно. Это также будет способствовать росту благосостояния населения.
  АОт такого развития внутреннего рынка выиграет все население. От реализации идеи разв ития "передовой техники" с помощью государства выгоды получит подавляющее меньшинство, а остальных будут вдохновлять призывами гордиться великой Россией, достигающей все новых грандиозных технических высот.
  АВ.Головин, к.э.н.
Вернуться Начало Дальше

Rambler's Top100        TopList        Aport Ranker