ОКТЯБРЬ
Месяц очень богат на замечательные даты - дни рождения или дни свершения:
-за этот месяц в 1833 Пушкиным была написана поэма Медного всадника, запрещенная к печати вплоть до 1837года;
-165 лет назад Федор Глинка закончил стихотворение, впоследствии ставшее одной из самых любимых народных песен, Москва ("Город чудный, город древний...");
-в 1815г. Василий Жуковский учредил общество любителей русской словесности "Арзамас", который выступал против архаики в языке, способствовал распространению литературного языка;
-в этом месяце родились художник Пабло Пикассо, композитор Иоганн Штраус, поэт Натан Злотников,
-в этом месяце Леонида Пастернака исключили из Союза писателей СССР за публикацию за границей "Доктора Живаго" и присуждение Нобелевской премии;
-родился генерал Белой армии Улакаев, в эмиграции по приезде мудро принявший английское подданство, и поэтому не был выдан оккупационными войсками СМЕРШу;
-1 октября 1906 года в Москве начались занятия первой в России Народной консерватории, ставившей задачей знакомить слушателей с лучшими произведениями мирового музыкального наследия. Организацией и программой занимались музыканты и композиторы Александр Гречанинов, Сергей Танеев, певица Евгения Линева. Впоследствии Народные консерватории открылись в Санкт-Петербурге и других городах России.
-2 октября 1926 года поэт Владимир Маяковский выступая на диспуте о "театральной политике советской власти", призвал к идеологической расправе с Михаилом Булгаковым, автором пьесы "Дни Турбиных": "Мы случайно дали возможность под руку буржуазии Булгакову пискнуть - и пискнул. А дальше не дадим". В число тех, кому следовало, согласно Маяковскому, не давать "пищать", попала и Анна Ахматова.
Особо выделяются три даты, которые, как мне кажется, по разному, но очень значимы для нас.
== день рождения МХАТа, тогда называвшегося Московский художественный общедоступный театр. 22 июня 1897 года состоялась знаменитая встреча К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, ставшая "первым моментом основания" ими своего театра. Были детально оговорены и разработана концепция "первого разумного, нравственного, общедоступного театра", позволившие незамедлительно приступить к формированию труппы и репертуара. Но идея создания частного театра требовала материальных средств и определения статуса предприятия. Уже в марте было положено начало негласному Товариществу для учреждения Общедоступного театра в Москве, а 10 апреля подписан официальный договор Товарищества, в который в качестве пайщиков вошли К.К.Ушков, Д.Р.Востряков (купец 2 гильдии, п.п.г.), К.А.Гутхейль (совладелец музыкально-издательской фирмы, п.п.г.), К.В.Осипов (купец 1 гильдии, п.п.г.), Н.А.Лукутин (владелец фабрики художественных изделий, надворный советник, И.А.Прокофьев (директор торговой фирмы, п.п.г), братья Савва Тимофеевич (тогда директор Товарищества Никольской мануфактуры "Саввы Морозова сына и К) и Сергей Тимофеевич (распорядитель Никольской мануфактуры, п.п.г.) Морозовы и пайщики-учредители - К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко, В.К.Фирганг, П.П.Кознов и А.И.Геннерт (директор правления московско-киевской железной дороги, присяжный поверенный) внесли свои паи, не входя в официальный договор Товарищества. Так впервые реализован в России чисто рыночный механизм управления культурным заведением для всех граждан.
Несмотря на то, что пайщики дали возможность театру заключить контракт с Я.В.Щукиным на наем здания в Каретном ряду, возникают финансовые затруднения и в 1901 году, оказавшись перед финансовым кризисом, театр обратился к пайщикам с просьбой повторить взносы. Большинству это оказалось не по средствам, и они, несмотря на горячее желание помочь театру, вынуждены были отказаться. Момент был почти катастрофический, но выручил Савва Тимофеевич Морозов, к этому времени уже субсидировавший благоустройство театра в Каретном ряду и построивший дом на Божедомке для репетиций, предложив пайщикам продать ему их паи. Соглашение состоялось, и владельцами театрального дела стали Станиславский, Немирович-Данченко, С.Т.Морозов.
С.Т.Морозов с готовностью поддержал и идею создания новой, более демократичной организационно-финансовой структуры - Товарищества на вере - паевого Товарищества "Московский Художественный театр", куда впервые вошли ведущие актеры труппы, а также А.П.Чехов, художник В.А.Симов, А.А.Стахович, кавалергард, адъютант свиты Великого князя Сергея Александровича.
В 1904 году, когда Савва Тимофеевич Морозов приостановил финансирование театра, оставшись его пайщиком, Стахович вносит максимальный пай, наравне с Морозовым. В 1906-1907 среди пайщиков Товарищества появляются имена графа А.А.Орлова-Давыдова, князя П.Д.Долгорукова, графини С.В.Паниной, а договор на 1911-1914 годы заключен в том числе и с вкладчиками (еще одна форма финансирования театра): М.А.Конюс (урожденной светлейшей княжной Ливен), светлейшим князем П.А.Ливеном, князьями В.Л.Вяземским и С.М.Волконским и братьями князьями Петром и Павлом Дмитриевичами П.Д.Долгоруковыми; в 1912 - с княжной Е.П.Васильчиковой и с княгиней Е.П.Волконской (урожденной княжной Васильчиковой). Общая сумма их вкладов превышает собственно паевой капитал Товарищества, а А.А.Стахович вносит вклад, в пять раз превышающий сумму минимального вклада. Параллельно отцам-основателям и пайщикам и вкладчикам, большую помощь театру оказывали и коллекционеры, среди которых выделялись чета Гиршман, Владимир Осипович и Генриэтта Леопольдовна, которые не только принимали у себя артистов, сопровождали и устраивали артистов, прибывавших на зарубежные гастроли, но и занимались постоянным продюссированием спектаклей, привлекали новых современных оформителей и художников.
Так с поддержкой очень многих, очень разных по своему происхождению, материальному состоянию, принципам и принадлежности, вероисповеданию, МХАТ, спектакли которого сопровождались неизменным интересом и успехом, дожил до революционных событий 1917года.
==В октябре 1870года, в Воронеже родился замечательный русский прозаик Иван Алексеевич Бунин, прекрасный новеллист, ревностный хранитель русского литературного языка, до конца дней своих непримиримо относящийся к изменившемуся строю в России, человек, исповедываший пинцип "к большевикам- ни живым, ни мертвым", довольно жесткий, трудный в общении - и в то же время предстает очень трогательным и добрым человеком в своем отношении к детям и близким друзьям. Вот несколько небольших стихотворений, адресованных маленькой дочке друга семьи Буниных:
Так же лукав и мил экспромт Ф.И.Шаляпину, написанный в ресторане на ул. Рю-Дарю в Париже:
== И третья дата - день рождения 18 октября 1899 г. Надежды Яковлевны Мандельштам, подруги, жены и вдовы прекрасного трагического поэта Осипа Мандельштама, купеческого сына. В 1836 году из ссылки Оси Мандельштам писал Леониду Пастернаку "Тем, что моя "вторая жизнь" еще длится, я всецело обязан моему единственному и неоценимому другу - моей жене". В своих "Воспоминаниях" Н.Я. рассказывала, как, работая в ночные смены на текстильной фабрике, заучивала наизусть стихи ее погибшего мужа "ведь бумаги могли отобрать, а мои хранители в минуту страха, возьмут, да и бросят все в печку". В своих книгах Н.Я. дала правдивое описание атмосферы 20-30х годов, очень резко осудила культурное одичание общества тех лет, отказ интеллигенции от собственных принципов и соглашение с дъяволом. В первой книге воспоминаний на последних страницах мелким шрифтом приведено обширное духовное завещание Н.Я., которое должен прочитать и осмыслить всякий, кто сегодня хочет выстроить нормальное будущее для своих детей. Здесь же приведем лишь небольшой отрывок оттуда, очень важный для наших дней сегодня.
"Столкнувшись с этим ассирийским чудовищем - государством - в его чистейшей форме, я навсегда прониклась ужасом перед всеми его видами, и поэтому, какое бы оно ни было в том Будущем, к которому я обращаюсь, демократичсекое или олигархическое, тоталитарное или народное, законопослушное или нарушающее законы, пусть оно поступится своими сомнительными правами и оставит это наследство в руках у частных лиц. ….. Я прошу Будущее навечно, т.е. пока издаются книги и есть читатели этих книг, закрепить права на это наследство за теми людьми, которых я назову в специальном документе. Пусть их всегда будет одиннадцать в память одиннадцатистрочных стихов М., а на место выбывших пусть оставшиеся сами выбирают заместителей. Этой комиссии наследников я поручаю бесконтрольное распоряжение остатками архива, издание книг, перепечатку стихов, опубликование неизданных материалов…
Но я прошу эту комиссию защищать это наследство от государства и не поддаваться ни его застращиваниям, ни улещиванию. Я прожила жизнь в эпоху, когда от каждого из нас требовали, чтобы все, что мы делали, приносило "пользу государству". Я прошу членов этой комиссии никогда не забывать, что в нас, в людях - самодавлеющая ценность, что не мы призваны служить государству, а государство нам, и что поэзия обращена к людям, к их живым душам и никакого отношения к государству не имеет, кроме тех случаев, когда поэт, защищая свой народ или свое искусстсво, сам обращается к государству, как иногда случается во время вражеских нашествий, с призывом или упреком. Свобода мысли, свобода искусства, свобода слова - это связанные понятия, непререкаемые, как понятия добра и зла, как свобода веры и вероисповедания… Такова моя воля и я надеюсь, что Будущее, к которому я обращаюсь, уважит ее хотя бы за то, что я отдала жизнь на хранение труда и памяти погибшего".
|
|