РЕПРЕССИРОВАННЫЕ В РОССИИ
В истории нашего отечества есть величайшее трагическое событие, которое должно остаться в памяти будущих поколений, как период времени незабываемых страданий огромного круга лиц, противозаконно подвергшихся политическим репрессиям или погибшим в период с 1917 по 1985 годы. К сожалению, события, связанные с репрессиями, лишь обозначены, и не даны оценки с социально-правовой, нравственной и психологической точек зрения.
В проведенных репрессиях просматриваются несколько целей:
•уничтожение всех видов частной собственности (земля, недвижимость, средства производства, предметы искусства, и т.д.),
•уничтожение инакомыслия,
•уничтожение и высылка инакомыслящих,
•нагнетание атмосферы повсеместного террора,
•создание армии дармовой рабочей силы для осуществления планов индустриализации,
•масштабная мобилизация интеллигенции, рабочих и крестьян в "трудовые" лагеря с целью "перевоспитания",
•дискредитация значения Личности Человека в общественной жизни.
Под термином "жертвы" "Декларация основ правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью", принятая в 1978 г., предлагает понимать "лиц, которым индивидуально или коллективно был
•причинен вред, включая телесные повреждения или моральный вред,
•эмоциональные страдания,
•материальный ущерб,
•существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия административных лиц, нарушающие действующие национальные уголовные законы государств-членов, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью".
Принятый 18 октября 1991 года Закон "О реабилитации жертв политических репрессий" в статье 1 определяет, что "политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни и свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишение гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально-опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами".
Однако, на практике, столь широкое трактовка статьи 1 вышеназванного закона никогда не применялась, и жертвами репрессий, как правило, признавались лишь те лица, которые могли предъявить справки о реабилитации, а они выдавались лицам, отбывшим наказание на основании решений судов, что имело место, начиная с конца 20-х годов 20 века. Ранее подвергшиеся репрессиям по социальному признаку (дворяне, купцы, мещане, ремесленники, домовладельцы, крестьяне и т.д.), лишенные имущества и избирательных прав во внесудебном порядке, до сих пор не признаются жертвами преступлений и злоупотреблений властей.
До 1991 года реабилитация жертв политических репрессий носила информационный юридический характер и не предусматривала возмещение морального, материального и физического вреда государством. На руки жертвам выдавались справки о реабилитации не в форме документа, а на обычном листке бумаги, который не влек за собой каких-либо социальных последствий, могущих повлиять на правовой статус реабилитированных. Когда же был принят Закон "О реабилитации…", в его преамбуле было сказано: "Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РСФСР с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального и морального ущерба". Курсивом выделенная оговорка, свела на нет все значение самого Закона. Сумма компенсаций и льгот, определенная статьями 15 и 16 данного Закона, ничтожно мала и предусматривает льготы традиционные для других категорий льготников. Принятое позже "Положение о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г., подписанное В.С.Черномырдиным, является дискриминационным по отношению к тем жертвам, которые понесли в результате действий властей в 1917-1924 г.г. значительный материальный ущерб и лишение всех гражданских прав по социальному признаку. " Положение…" в ч.4 раздела 3 запрещает возвращать изъятое во внесудебном порядке имущество, что прямо противоречит ч. 2 статьи 55 Конституции РФ, принятой в 1993 г., запрещающей принимать законы, ограничивающие права и свободы граждан.
Законом № 122 от 22 августа 2004 г. государство, являющееся правопреемником СССР, переложило ответственность за преступления властей периода 1917-1985 г.г. перед народом на региональные власти, которые не в состоянии будут нести эту дополнительную нагрузку на свой, и так не богатый, бюджет. В результате, будут созданы предпосылки для ускоренного и полного вымирания репрессированных - последних свидетелей незаконных действий большевистского режима. Статистические данные показывают, что в год умирает приблизительно 20 % из оставшихся в живых жертв репрессий. Противоправно и безнравственно так поступать с жертвами и их потомками.
Места массовых захоронений репрессированных не исследованы полностью, многим из них не придан статус кладбищ, что ведет к их осквернению, а цинизму московских властей, умудрившихся отдать земли Бутовского полигона под застройку, только приходится удивляться.
Нет закона об увековечении памяти жертв политрепрессий, а те обелиски, что имеются, содержатся в ненадлежащем виде и никто не несет ответственность за их сохранность и обустройство.
Воспанова Э.М.
|
|