РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА: УПАДОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА



   На фоне победных реляций правительства об экономических успехах возникло зловещее явление: начавшееся сворачивание производства в отраслях, которые выпускают товары для населения. Отвечая на вопросы социологов, многие руководители предприятий в легкой и пищевой промышленности говорят о сокращении выпуска их продукции. Это же происходит в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслях. Вероятно также замедление роста производства в машиностроении. Рост производства в пищевой индустрии в целом прекратился, а в легкой продолжился спад.
   В качестве причин начавшегося упадка опрашиваемые руководители называют устаревшее оборудование, высокие цены на энергоносители и отсутствие разработок новых продуктов и технологий. А доля рынков, на которых иностранные фирмы теснят отечественных производителей, выросла до 70 %.
   В этой связи экономисты прогнозируют прекращение роста средних зарплат в указанных отраслях уже в третьем квартале нынешнего года, а в четвертом квартале ожидается их прямое снижение.
   Упадок в потребительском секторе означает подрыв фундамента, на котором покоится экономика. Производство может развиваться лишь в том случае, если выпущенная продукция потребляется людьми, которые приходят в магазины за произведенным. Если этого не происходит, то рано или поздно хозяйство терпит крах, что и произошло, в частности, с советской экономикой, которая представляла собой гигантский военный завод с маленьким гражданским цехом.
   Российское правительство, как видно, не заботит состояние потребительского сектора. Его внимание поглощено расширением экспорта, которое приводит к усилению зависимости экономики от состояния зарубежных рынков. Она крайне опасна: любой спад на этих рынках неизбежно приведет к такому же спаду хозяйства России. А вот ориентация производства на внутреннее потребление обеспечивает не только уровень жизни населения, но и наибольшую степень экономической безопасности: рост потребностей людей безграничен и это является огромным стимулом для роста хозяйства. Наблюдающееся сейчас явно чрезмерное увлечение глобализацией приводит к крупным неприятностям для всех стран, которые ему предаются. У нас такое увлечение превысило все разумные границы: доля экспорта в валовом внутреннем продукте составляет 40 % в сравнении со средним показателем в 20 % в развитых странах. Ее дальнейшее увеличение и пренебрежение потребительским сектором, которому не в пример экспортерам не предоставляется никаких льгот, грозит массой неприятностей в будущем.
   Между тем, этих неприятностей вполне можно избежать, если, как совершенно справедливо указывает академик Д.Львов, осуществить “крупномасштабный структурный маневр по переориентации экономики на потребительский сектор” (“Литературная газета”, № 34 за этот год ).
   Д.Львов, правда, не указывает, каким образом произвести этот действительно необходимый для всего нашего хозяйства экономический маневр. Осуществить его можно за счет предоставления полной свободы действий малому и среднему бизнесу, который начнет в массовом порядке создавать предприятия в потребительском секторе – легкой, пищевой, обувной и других отраслях индустрии. А конкуренция между такими предприятиями, число которых значительно увеличится, вынудит вводить новую технику, обучать персонал, улучшать управление производством и т.п. Все это обеспечит повышение эффективности производства, в чем сейчас нуждается российская экономика.
   Однако, нет никаких признаков, что правительство Путина-Фрадкова может избрать такой вариант хозяйственной политики.

   В.Головин, к.э.н.

Вернуться Начало Дальше

Rambler's Top100        TopList        Aport Ranker