На первую страницу  

ПРЕССА О ХОРЕ

"Московские певчие" повезут во Францию "Парижское танго".



Я ЧУТЬ-ЧУТЬ лукавила, делая круглые глаза: зачем вы сюда ходите, да кому он нужен, этот хор? А самой просто хотелось хоть на часок вернуться в детство.

Снова войти в зал своей "музыкалки", увидеть там нашего хормейстера - чудесную Фиру Вольфовну с неизменной деревянной палочкой в руках, тихонько встать рядом с отличницей Танькой и тут же получить: "Ну что вы там мурлычите, вторые голоса?"

Кто не понимает - не пойте.

Найти сегодня любительский хор, чтобы просто попеть в свое удовольствие, не так-то просто. Много стало церковных хоров, но это музыка особая, не всякому подходящая, да и сложная очень. Есть студенческие хоры - при институтах. А вот так, чтобы и классика, и современность, и без возрастных ограничений… Это в советское время хор был чуть ли не в каждом Доме культуры: есть зал - вот и пой. Было мощнейшее Всероссийское хоровое общество. А сейчас - поди поищи.

Зато сейчас есть Интернет. И я, конечно же, нашла его - камерный хор Московского купеческого общества "Московские певчие". Художественный руководитель и дирижер - Илья Мякишев.
- Сопрано, отвлекайтесь от дневных забот!
- Слушайте, тенора, чего поете. Вы же жужжите!
- Кто не понимает, не пойте. Послушайте - потом присоединитесь.
- Не пойте газетным звуком! (Взгляд в мою сторону, смех в зале.) Мне плоского пения не надо.

Илью Юрьевича слушаются беспрекословно. Кому петь - поют, кому молчать - молчат. Дисциплина на уровне, хотя народу предостаточно. Я насчитала 25 человек в комнате, а всего, говорят, человек 40, просто сегодня не все смогли прийти.

Мама дорогая! Какие там первые и вторые голоса! У них первые и вторые сопрано, альты, тенора, басы, и даже один баритон есть. Но, как и везде, кроме футбола, женщин раза в четыре больше.

Скороговорки детям нравятся

И репертуар у них солидный. Вот на 8 Марта в Париж собираются, в гости к французскому, такому же любительскому хору. Там будет два концерта: дневной для детей и вечерний. Стали решать, что из репертуара везти.
- Моей девочке колядка "Небо и земля" понравилась.
- "Щедрик" можно спеть (рождественская украинская народная песня. - Авт.). - Еще скороговорки детям всегда нравятся.

И со всех сторон:
- Неаполитанскую песенку давайте споем. "Парижское танго"! Ну и "Подмосковные вечера" обязательно…

В этот хор берут всех желающих. Как говорит Илья Мякишев, был бы слух да хоть минимальное знание нот. А как же голос? - удивляюсь я.

А голос развивается. Но вот еще феномен: приходят все, а остаются только достойнейшие. Плохие люди, даже и с прекрасными голосами, сами уходят. За 10 лет состав много раз обновлялся. Получается, что хор - это своеобразная "проверка на вшивость".

В перерыве пытаюсь выяснить, зачем им, собственно, вся эта затея: дважды в неделю вечера заняты, а как же дети, мужья, хозяйство? Ответы разные:
- Это красиво.
- Нравится извлекать звуки.
- Чувство локтя непередаваемое.
- Как будто в студенческие времена вернулась.
- Когда мы чисто поем, у меня мурашки по спине.

И неожиданное философское обобщение:
- Без осознанной музыкальной жизни люди станут бомжами.

Коллектив без нулей

- Илья Юрьевич, а вам-то, профессионалу, какой интерес работать с неумелыми любителями?
- Для нас для всех: и для участников, и для хормейстеров, - это не просто отдушина (дети, семья, после работы куда-то вырваться). Я думаю, это душевная потребность.
- Из ничего сделать конфетку - в этом удовлетворение?
- Сначала нужно коллектив собрать, организовать - это очень непросто, тем более в нашем жанре.

На эстраде - там проще, а здесь очень высокие критерии звука, стиля, ансамбля и общей красоты. И когда хор начинает организовываться - а это продолжается все время, потому что состав меняется и каждый раз звук новый…
- …это здорово?
- Это потрясающе! Никогда не знаешь, чем это закончится (смеется). Но вот хор организовался. Потом его надо настроить - и на это уходят годы. И только потом можно на этом инструменте помузицировать. И вот когда это получается… Мы стараемся расти, подниматься над собой.
- А почему человек, если он хочет петь, не идет в солисты? В хоре-то и не выделишься особо.
- Из нулей никогда коллектив не получится. Только из тех, кто сам что-то может. И мы, когда начинали, устраивали концерты, где каждый пел соло. Чтобы преодолеть себя, выйти, почувствовать себя певцом и как-то утвердиться в этом.
Некоторые говорили: "Заниматься пением очень хочется, а концерты эти ни к чему". Но это просто боязнь сцены. На самом деле интересно раскрыть этих людей, чтобы каждый засветился. Мы и поем, и разговариваем, и читаем стихи… У нас есть праздники, где каждый выходит с каким-то номером. Поездки - теперь их стало много.

Расходов хватает

- Так что для людей важнее: научиться петь или просто попасть в хорошую компанию?
- Это не тусовка, где просто хорошо. Это теперь, через годы, стало у них потребностью. Они сдружились. У нас очень красивые люди - и внешне, и как личности творческие. Все с высшим образованием, и не с одним. По нескольку языков знают. У нас даже член-корреспондент Американской академии наук есть.
Вот теперь мы поедем на хоровую олимпиаду. Представляете, 350 тыс. хоров со всего земного шара! И уровень везде потрясающий. Не только в Европе поют, но и в Японии, и в ЮАР, и в Китае очень интересно поют.

Раньше и у нас были такие конкурсы, как "Поющая Россия", "Поющее детство".

Был единственный в Европе конкурс "Поющее мужское братство". Но сейчас, к сожалению, с трудом все происходит.
- Почему? Интерес у народа пропал?
- Интерес как раз растет. Спонсоров трудно найти.
- А какие расходы у любительского хора? Казалось бы, собирайся вместе и пой.
- Ох, нам очень много нужно. Акустика, например. В этой комнатке 40 человек с трудом умещаются (хор собирается в нотном отделе библиотеки. - Авт.). К счастью, у нас есть залы, где нам позволяют периодически репетировать. Хормейстеры нужны, концертмейстеры. Нужны костюмы - и желательно разные. Женские платья у нас есть, несколько видов, а мужскими костюмами мы как-то пока не занимались. Поехать куда-то - все это требует затрат. В общем, расходов хватает.

Уравновешенны и довольны

Врачи утверждают, что пение - это своеобразный массаж органов дыхания, который является хорошей профилактикой от простуд. Одновременное звучание многих голосов заставляет вибрировать и другие внутренние органы певцов, что полезно для всех систем организма.

Психологи добавляют: хоровое пение помогает людям удовлетворить их тягу к единению. А протяжные старинные народные песни вообще обладают сильнейшей энергетикой. Они включают в работу правое полушарие мозга, которое отвечает за эмоции. Считается, что люди, поющие в хоре, более уравновешенны и довольны жизнью.

…Перерыв закончен, и они снова рассаживаются полукругом. Достают ноты, внутренне собираются - даже внешне подтягиваются.

И тесная комната с плохой акустикой наполняется таким светлым многоголосьем, что мурашки - вот они, тут как тут:
- Матерь Божия, сохрани под кровом своим веру православную…

Справка "ВМ"

Камерный хор "Московские певчие" создан в 2000 г. В репертуаре коллектива произведения русской и европейской классики, церковная музыка, народные песни, произведения современных композиторов.

Художественный руководитель и дирижер Илья Мякишев - выпускник Московской государственной консерватории им. Чайковского - также является главным хормейстером Московского академического государственного хора.

Автор: Елена САЛИНА
Газета "Вечерняя Москва", 15.02.2010г.

  • НАШ ХОР - ПРОЧИТАТЬ
  • ПОЕЗДКА ВО ФРАНЦИЮ - ПРОЧИТАТЬ