English version  
  На первую страницу  

Дела фамильные.

Н.М. Линд (Прохорова)

ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ПРОХОРОВСКОЙ ТРЕХГОРНОЙ МАНУФАКТУРЫ С ЕЁ РАБОЧИМИ И СЛУЖАЩИМИ.

     Вопрос о взаимоотношениях «хозяев и рабочих» на протяжении стодвадцатилетней истории Прохоровской Трехгорной Мануфактуры имеет смысл рассматривать с позиции той деловой культуры, которая была присуща представителям династии Прохоровых.
    Благодаря этой культуре Прохоровыми была создана система хозяйствования, которая и в настоящее время признается образцом, достойным подражания, так как в ней был найден разумный компромисс между требованиями рыночной экономики – такими, как высокая доходность и эффективность – и выполнением обязательных условий для создания здорового уклада жизни народа, сформировавшегося в рамках православной христианской культуры.
    История Трехгорной Мануфактуры во всех её аспектах являет собой яркий пример того, что духовность и нравственность произрастают не только в среде культуры интеллектуальной – зарождаются они чаще всего в глубинах почвы народной и питают культуру деловую, породившую такие традиции хозяйствования и благоустроения жизни своих работников, что они не забыты и по сей день.
    Прохоровы, происходившие из монастырских крестьян Троице-Сергиевой Лавры, являются типичными представителями той части своего класса, которая всегда верой и правдой служила Богу, Царю и Отечеству и никогда не признавала на поступательном пути вперед революционных преобразований. Их целью была созидательная деятельность, в основе которой лежали религиозно-нравственные принципы, которые они не только декларировали и испведовали, но и всеми силами старались воплощать в жизнь.
    Основатель Трехгорной Мануфактуры Василий Иванович Прохоров, будучи уважаемым и почтенным человеком, уже в преклонном возрасте отказался от прибыльного пивоварения, так как всегда тяготился этим делом, считая его вредным для людей, а потому и неугодным Богу. Ещё более была убеждена в этом его вторая жена, молоденькая Екатерина Никифоровна, дочь Московского купца I гильдии Никифора Родионовича Мокеева, на которой В.И. Прохоров женился, оставшись вдовцом с двумя детьми. Она часто упрекала мужа: «Не могу я молиться об успехе твоего дела, не могу я желать, чтобы народ больше пил и через то разорялся», - рассказывал в

своих воспоминаниях их сын Тимофей Васильевич. Рискуя всем накопленным капиталом и благополучием десятерых детей, Василий Иванович взялся за дело новое, мало кому тогда известное в России. Толчком для этого послужила его встреча с Федором Ивановичем Резановым, отставным солдатом из г. Зарайска, человеком молодым, инициативным, талантливым и энергичным. Резанов, попав в поисках заработка на одно из малочисленных ситце-набивных производств (к 1800 г. их в России было всего 8), досконально изучил это дело и смог предложить свои знания и организационный талант для основания нового производства. Объединив капиталы В. И. Прохорова, его авторитет и связи в деловом мире с опытом и знаниями Ф. И. Резанова, компаньоны в 1799 г открывают на берегу Москвы-реки на Пресне новое ситце-набивное производство. Василий Иванович видит в этом исполнение своего стремления делом служить людям.
    Естественно, что судьба его производства ему не безразлична, но он очень разборчив в средствах, ведущих к успеху: в силу своих религиозных убеждений, основанных на принципах нестяжательства и милосердия, одной из первых своих задач он считает благоустроение жизни людей, работающих на его производстве, а также и живущих в районе, прилегающем к нему, поэтому с первых лет существования на Пресне он сдержит одну богадельню сначала при храме Иоанна Предтечи, затем открывает вторую при храме Николая Чудотворца на Трех Горах. Уже в первом десятилетии на мануфактуре есть фельдшер, а затем и врач, приходящий туда 2 раза в неделю. Чуть позже, в эти же годы открывается своя амбулатория. Содержит В. И. Прохоров и приют, в котором воспитываются сначала 40 детей-сирот. Кроме этого, во время войны с наполеоновскими войсками Василий Иванович Прохоров был одним из первых купцов, пожертвовавши

большую сумму денег на ополчение. И именно Василий Иванович остался в Москве, охраняя свои производственные помещения и запасы продовольствия, в том числе и для работников, от разграбления войском неприятеля. Его мужество и смелость вызвали чувство уважения даже у французского полковника, командовавшего частью, занявшей Пресню. Александр Феодосьевич Бестужев-Рюмин (1761-1810) (отец А А. Бестужева-Марлинского, издателя «Полярной Звезды»), литератор и публицист написал: «...Вот купец Прохоров, которого я и лица не знаю, но которого почитаю и уважаю выше всех вельмож на свете: он истинный сын Отечества, умеющий употреблять достояние свое во истинное благо... Он купец по рождению, но в душе выше всякого вельможи... Прими дань от меня почтеннейший человек Прохоров, ты помирил меня с любезным моим Отечеством... ты краса русского народа, друг человечества. Продолжай благодеяния свои».
    Мягкий характер, добрый нрав и сила нравственных принципов формировали взаимоотношения В. И. Прохорова со всеми людьми, в том числе и с работавшими на его производстве. Для них он был авторитетом, и пользовался большим уважением, так как был старшим наставником и учителем, рачительным и заботливым хозяином, старавшимся сделать все от него зависящее, чтобы облегчить и благоустроить их жизнь и быт.
    Умирая он оставил своим потомкам завет «... живите не для богатства, а для Бога, не в пышности, а в смирении, всех, и, кольми паче, брат брата любите...»
    Его компаньон Ф. И. Резанов, хотя и был человеком более рациональным, сухим и прагматичным, относился к своим работникам также как учитель и наставник, поскольку большинство из них пришли на фабрику по его приглашению,

Вернуться Начало Дальше ->>