некоторые были его родственниками: не зная ситце-набивного и красильного дела, в процессе работы они обучались ему, приобретали знания и опыт, и, конечно, были благодарны за это.
Таким образом, с этой частью рабочих тогдашних хозяев связывали не только деловые, но и личностные отношения, которые можно определить как патриархальные.
При Тимофее Васильевиче, сыне Василия Ивановича Прохорова, начиная с 1816 г., производство расширяется – появляется ткацкая фабрика, активное участие в работах и управлении принимают его братья. Они все – не просто хозяева, а специалисты, каждый в своей области, а потому они, как это было и прежде, – и учителя, и наставники для своих рабочих. Кроме того, еще большее внимание уделяют они воспитанию не только молодого поколения (приют, школа ремесленных учеников, курсы для девочек), но и зрелых, взрослых рабочих, для которых устраиваются воскресные классы и вечерние чтения, – цель которых – повышение общего образовательного и, главным образом, нравственного уровня. На фабрике неукоснительно действуют правила поведения, разработанные Тимофеем Васильевичем, предписывающие трезвое и благонравное поведение, запрещающие прогулы и сквернословие, особенно в присутствии малолетних учеников. Невыполнение этих предписаний влекло за собой увольнение. И если подобная установка вызывала иногда недовольство взрослых рабочих, не желавших выполнять требований, лишавших их возможности вести привычный образ жизни с пьянками и разгулами, то оно не шло ни в какое сравнение с той благодарностью и преданностью, которые проявляли и родители детей, воспитанных в Прохоровских учебных заведениях и приютах, и те рабочие, которые понимали пользу и благотворность подобной организации производства. Тимофей Васильевич в 1820 г. открывает первый в России рабочий театр при фабрике (который с некоторым перерывом просуществовал до 1914 г. (имел помещение и зал на 1300 мест). В спектаклях принимали участие рабочие, а увлеченным режиссером был сам Тимофей Васильевич, костюмы для спектаклей шила его мать Екатерина Никифоровна. Память о Тимофее Васильевиче Прохорове жила не только в устных пересказах: с 1862 г. его биография помещалась в
|
школьных хрестоматиях (Хрестоматия Сухотина и Дмитриевского, изд. 1862 г. , стр. 117-150).
Император Николай 1 во время промышленной выставки в Москве отметил братьев Прохоровых специальной благодарностью за организацию школы и преумножение благосостояния и нравственности народа. Другим промышленникам было рекомендовано организовать школы по образцу Прохоровской, которая и положила начало профтехобразованию не только в России, но и в Европе.
У потомков Тимофея Васильевича остались философско-нравственные трактаты "О богатении", "О бедности", "О необходимости улучшения быта и нравственного состояния рабочих", в которых он осмысливает и формулирует цели и задачи каждого человека, занимающегося полезной деятельностью, а также определяет меру его ответственности с позиции православного верующего человека. Как мы видим, и во втором поколении сохраняется патриархальность во взаимоотношениях членов семьи Прохоровых с людьми, работающими на мануфактуре, и причиной тому – не только их личные качества, но и общая направленность их деятельности, в результате которой с 1816 г. при Мануфактуре существовали две богадельни, школа, амбулатория, курсы для девочек. Приют, школа, курсы поставляли свой контингент высоко профессиональных рабочих, мастеров и заведующих цехами, которые в течение многих десятилетий оставались на фабрике, составляли ее ядро и, конечно, определяли характер и атмосферу взаимоотношений.
Представители третьего поколения владельцев – Алексей Яковлевич и, в особенности, Иван Яковлевич, не менее деятельны, чем их предки. Иван Яковлевич перестраивает церковь в Новом Ваганькове, он – ее староста, у церкви – свой счет, на котором содержатся богадельня и женские курсы, а также Попечительский совет. Они – основатели Товарищества Прохоровской Трехгорной Мануфактуры, в Правление которой входят рабочий Н. В. Васильев, и служащий В. Р. Келлер, рабочие также становились пайщиками. Имеющая глубокие корни и объективные причины "патриархальность"
|
отношений в основном сохраняется и при них. Даже отстраивая Мануфактуру заново, после пожара, и переведя все производство в Серпухов на купленную у Н. Н. Коншина фабрику, Иван Яковлевич ухитряется сохранить основной костяк нескольких сотен рабочих, выплачивая им часть от 1/4 до 2/3 жалованья. После восстановления Трехгорки эти рабочие составляют ее костяк (с 1881 г.).
С расширением производства, с притоком большого количества сезонных и временных рабочих личностные, патриархальные отношения с большинством из них делаются невозможными. (К 90-м годам на фабрике уже около 6 тысяч рабочих и служащих), отношения принимают в большинстве своем договорной характер.
На долю представителей четвертого поколения – Сергея Ивановича и, в особенности, Николая Ивановича Прохоровых, выпадают все сложности и тяготы революционных и военных перипетий, хотя и они все силы отдают тому, чтобы сохранить традиции пращуров и жить в соответствии с заветом, оставленным Василием Ивановичем Прохоровым... "живите не для богатства, а для Бога, не в пышности, а в смирении, всех, а кольми паче, брат 6paта любите..." Однако идеи революционного движения, все более захватывающие рабочие массы страны и разъедающие их сознание, начинают проникать и на Прохоровскую Мануфактуру: с 1891г. на Мануфактуре начинают вести пропаганду социал-демократы. И все же трудовые конфликты, которые возникали тогда на фабрике, были кратковременны и несерьезны – они не привлекали специального внимания ни полиции, ни левой прессы – так свидетельствуют полицейские архивы. По документам полиции можно увидеть, что до 1899 г улаживанием трудовых конфликтов на Мануфактуре занимался Сергей Иванович, пользовавшийся непререкаемым авторитетом как среди большинства рабочих, так и в деловом мире. Человек решительный и в чем-то жесткий, он прибегал к самым решительным мерам по отношению к "бесчинствующим смутьянам", но, если видел свою неправоту, то всегда признавал ее. Конфликты возникали в основном с новой и многочисленной категорией работающих
|